В середине марта на Кузнецком Мосту, 12 была открыта выставка прогрессивной художницы Яны Каплан «Новое о привычном». Мы поговорили с Яной о её любви к городу, отношении к искусству и детских воспоминаниях.

Яна, с чего начинался ваш творческий путь?

Думаю, с самого рождения. Я всегда тяготела к самовыражению через различные виды творчества. Помимо рисования, в детстве и юности я писала стихи, занималась актерским мастерством, разными видами танцев, начиная от классического, заканчивая джаз-танцем и модерном. Но язык рисования со временем стал ближе и понятнее.

Вы сразу почувствовали в себе интерес к искусству? Или это пришло в уже более сознательном возрасте?

В детстве это было больше бессознательным поиском себя в разных проявлениях. Я всегда пропускаю через себя вибрации окружающего мира, часто тяжело переживая это. Поэтому возможность поговорить о наболевшем для меня очень важна. Я выбрала язык живописи как способ освобождения от переизбытка эмоциональной информации.

«Часто я сталкиваюсь с непониманием, но это нормально. Ведь не стоит задача навязать свое мнение, я всего лишь обнажаю свою душу, а зритель сам выбирает, насколько ему это нравится.»

 

Вам удаётся совместить в своём творчестве коллаж с традиционной академической живописью. Как сформировался ваш стиль? Что на него повлияло?

Я нахожусь в постоянном поиске новых инструментов, эксперименты с техниками, цветами и материалами и есть развитие. Вообще считаю, что современный художник не должен ограничивать себя в самовыражении. Нам повезло, ведь за спиной такой колоссальный опыт наших предков, нам нужно просто использовать это. Любая техника и материал имеет право на жизнь, ведь мы все говорим об одном на разных языках.

Главное место в вашем творчестве отведено городу, городской жизни. Вы сама любите город, суету, быстрый темп, или это широкое поле, интересное для исследования только в контексте искусства?

Город – это моя среда. Пожалуй, странно было бы писать деревенские пейзажи, живя в мегаполисе. Я люблю людей, суету, динамику, много путешествую – это мощная энергия… мое вдохновение. Я начинаю угасать без движения, состояние стагнации разрушает меня. Это замкнутый круг, я устаю, но и без этого не представляю свою повседневность.

«Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что природа и город – это самостоятельные организмы, которые создают свою живопись. Нужно просто быть немного внимательнее, чаще смотреть под ноги, по сторонам и тогда для вас откроется роскошная палитра с невероятной динамикой форм и фактур.»

Что вы хотите донести до зрителя своими работами?

Мои картины, как некое напоминание о том, что происходит вокруг, о чем не стоит забывать или делать вид, что этого нет. Например работа «Цикл жизни», которая напоминает зрителю о быстротечности времени: от момента, когда мы в состоянии точки в утробе матери до состояния старца – один миг. Спираль как символ жизни и движения, как путь к просветлению и мудрости. Бабочки – как символ рождения через смерть. Проживая сложные ситуации в жизни, мы умираем и возрождаемся вновь, но уже более мудрыми и красивыми в душе. Жизнь – всего лишь мгновение и жить нужно здесь и сейчас.

В этой серии я мягко затронула различные аспекты нашей реальности, такие как проблемы отцов и детей, социальные вопросы, межрелигиозные конфликты, и конечно любовные отношения. Темы очень глубокие и серьезные, поэтому, считаю, что это некое предисловие к основному моему рассказу, который может растянуться в жизнь.

Сейчас идет волна обсуждений представленной мною серии,  равнодушных не оказалось. Я обратила внимание, что каждый сделал акцент на разных работах. У всех есть животрепещущие темы и, видимо, у меня получилось затронуть струны души своего зрителя и поговорить с ним о важном.

Выставка «Новое о привычном» — секретная. Прежде, чем появиться в России, она побывала в разных странах на закрытых показах и аукционах. Почему вы не показали её сразу широкой публике в России?

Эта серия зрела во мне параллельно с моим взрослением. За время рождения этой серии, я стала мамой и это тоже наложило серьезный отпечаток на мое восприятие мира. Материнство вообще меняет сознание женщины очень серьезно. Захотелось уже поговорить о более важных вещах. Например работа «Любовь», где почти на белом холсте с едва проглядывающимися детскими рисунками, который символизирует зарождающуюся судьбу, я изобразила силуэт моего сына, играющего с материнским сердцем. Но в картине речь не обо мне и не о моих отношениях с сыном, это мой диалог с мамой. Через эту работу я хотела сказать ей, что теперь я все понимаю и извиняюсь перед ней за то, что когда-то, не понимая, так хладнокровно играла с ее безусловной любовью ко мне. В период взросления мы очень эгоистичны, порой даже жестоки и только со временем приходит понимание насколько непросто материнство и глубоко по переживаниям.Каждая картина как новелла, в которой рассказывается об отдельно взятой теме, которая очень жива для меня.Поэтому я подготавливала зрителя, давая порционно, не перегружая информацией.

Какие у вас творческие планы на будущее?

Продолжать. Не останавливаться в экспериментах и форме подачи. Проектов много, буду анонсировать постепенно.

Автор: Ксения Оленина

Фото предоставлены интервьюируемой