В настоящий момент сериалы как явление массовой культуры, пожалуй, пользуются ничуть не меньшей популярностью, чем художественный кинематограф, а поэтому очень сложно найти того, кто за свою жизнь не смотрел хотя бы одного эпизода какого-нибудь сериала или ничего не слышал о «Докторе Хаусе» или «Игре престолов». Следует сказать, что зрительская аудитория сериалов сравнительно недавно расширилась: в неё очень активно включилась молодёжь, задав свои стандарты потребления и производства этого продукта. Но почему так произошло? Почему сериалы вдруг стали пользоваться столь большой популярностью, особенно среди молодых людей? Попробуем в этом разобраться.
Для начала вспомним, как именно возник данный вид медиапродукта. Предвестниками появления телесериалов были комедийные передачи и так называемые «мыльные оперы», которые транслировались по радио в 1920-е годы в Америке и довольно быстро завоевали популярность. Существует мнение, что первый телесериал «Одинокий рейнджер» был снят в Америке в 1949 году, однако на самом деле первым получасовым ситкомом был “Pinwright’s Progress” («Прогресс Пинрайта»), появившийся на телеэкранах благодаря BBC Television Service в 1946 году. Сериал «Одинокий рейнджер» имел довольно большой успех на телеэкранах Штатов и некоторых стран Европы, однако это событие ещё не предвещало начала сериального бума. Он произошёл много позже, в 1980-1990 годах, благодаря таким сериалам как «Блюз Хилл Стрит», «Твин Пикс», «Скорая помощь», «Западное крыло», «Клан Сопрано» и «Клиент всегда мертв». Нетрудно заметить, что изначально большинство сериалов, появившихся на экранах, были посвящены работе определенных видов специальностей, например, это мог быть полицейский или врач. Впрочем, эта тенденция актуальна до сих пор: стоит вспомнить высокую популярность российских телесериалов «про ментов» или небезызвестного «Доктора Хауса». Сериальный контент быстро начал завоёвывать сердца зрителей, а производство данного вида развлечений превратилось в отдельную отрасль с высокими стандартами, задаваемыми как острой конкуренцией, так и самой аудиторией. Было изначально задано две школы производства сериалов: британская и американская, которые преследовали абсолютно различные цели. Британская компания «Би-би-си» стремилась найти некоторые пути, позволяющие приобщить зрителя к высокой культуре, тем самым создавала весьма качественный контент. Как отметил Марк Фишер, «централизованное государственное телевидение более авангардно, прогрессивно и умно, чем чисто коммерческое. Оно реализует своеобразную «отцовскую» функцию, предлагая зрителям то, что их развивает, даже вопреки их неготовности к этому». [1]Американская же индустрия производства сериалов развивалась в совершенно противоположном направлении, не задавая никаких стандартов и не подводя зрителя к чему-либо, а напротив, подстраиваясь под его вкусы и предпочтения; ожидаемо, что качество такого рода продукта было несколько ниже. Следует заметить, что процесс формирования отрасли производства сериалов ещё не закончен, поскольку данное направление массовой культуры, как мы отмечали ранее, достаточно молодо.
С течением времени появилось несколько видов сериалов, делимых согласно способу интегрирования сюжета на: вертикально-интегрированный сериал, горизонтально интегрированный и драмеди. В вертикально-интегрированном типе сериала основное внимание уделяется сюжетной линии, а персонажи представляются сквозными, в то время как в горизонтально-интегрированной схеме объектом внимания становятся изменения личностных и социальных установок героев, событийный ряд выстраиваемый по схеме «действие-отклик». Что касается драмеди, то такие сериалы всегда создаются как лирическая комедия, в которой место действия постоянно, а конструкция сюжета, включающая в себя персонажей, подвержена изменениям. Разумеется, помимо различных видов сюжетных композиций, зрителю предлагается множество сериальных жанров, способных удовлетворить любой, даже самый взыскательный вкус: хоррор, драма, комедия, триллер, боевик и многие другие. Неудивительно, что зрительская аудитория постоянно расширяется и к просмотру привлекается всё больше и больше людей, поскольку теперь сериалы достойно конкурируют в содержании и в качестве с полноценными полнометражными художественными кинофильмами. Безусловно, это может послужить одним из ответов на вопрос о причинах популярности сериалов среди молодых людей, однако едва ли это единственная причина, по которой многие из них с нетерпением ждут новых сезонов или серий, обмениваясь впечатлениями на многочисленных форумах и покупая товары с символикой любимого сериала.
Очевидно, что существует несколько причин, по которым сериалы можно назвать популярными. Во-первых, это некоторый путь бегства от действительности. В этом случае эффект воздействия на зрителя эквивалентен, например, тому, что происходит с человеком, когда он играет в компьютерные игры. Отсюда вытекает вторая причина – погружаясь в эту созданную реальность, человек ощущает себя в безопасности, находясь в некотором другом мире, но при этом оставаясь наблюдателем. В-третьих, у многих молодых людей проявляется эмоциональная связь с героями: от простой симпатии до влюблённости, или, напротив, неприязни. Особенно актуальным это можно назвать для тех, кто испытывает недостаток общения и социальных контактов. В отличие от фильма, сериал более пролонгирован и позволяет создать некоторую иллюзию продолжительного присутствия героев в жизни человека, более того, ежедневный просмотр дает ощущение стабильности, конструируя некоторую ежедневную временную рамку, так что зритель точно знает, что в течение этого времени он окажется в иллюзорном мире, где все привычно и знакомо. Наконец, при просмотре сериала человек может искать ответы на волнующие его вопросы, другими словами, сериал может способствовать процессу социализации, причем это может касаться абсолютно различных сфер жизни человека – от выстраивания взаимоотношений с другими людьми до вопроса самоопределения или принятия решения о желании работать в той или иной профессии. Особенно это касается сериалов с горизонтально-интегрированной схемой или драмеди – их цикличность позволяет воспроизводить ситуации, которые происходят с одними и теми же героями, что дает возможность наблюдать за их изменениями, принятиями решений в определенной ситуации и вытекающими из этого последствиями.
Посмотрев на сериальную индустрию с такого ракурса, хочется задаться вопрос: насколько серьёзна проблема привыкания к сериалам, и стоит ли начать с этим бороться, как борются с компьютерной или интернет-зависимостью? Ответ кроется в том, как именно потреблять данный медиаконтент. Нельзя отрицать, что многие сериалы несут в себе художественную ценность, и мнение о том, что это низкопробный жанр, во многих случаях ошибочно. С другой стороны, подобная привязанность зачастую может означать, что человек действительно зависим от сериала: закончив просмотр одного, он сразу же приступает к другому, ощущая некоторую утрату и разрыв эмоциональных связей, словно бы это «расставание» происходило на самом деле. В этом случае стоит серьёзно задуматься о том, какую роль играет просмотр сериала в жизни человека и так уж ли это безобидно. В конце концов, каким бы захватывающим сериал ни был, жизнь всегда куда более интересна как минимум потому, что всё, что происходит в ней, – настоящее, а чувства, которые мы испытываем, – реальны.
Автор: Екатерина Новожилова
[1] Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам //Логос. 2013. №. 3. С.9.