Экранизация одной из самых популярных игр, казалось, была неминуема. Однако проект, объявленный без малого десять лет назад, только сейчас обрел форму и добрался до широкого экрана. После ухода Сэма Рэйми за адаптацию популярнейшего детища студии Blizzard Entertainment взялся Дункан Джонс, ранее снявший два оригинальных сай-фай фильма «Луна 2021» и «Исходный код».
Через портал в мир людей, эльфов и дварфов – Азерот, попадает передовой отряд орков, чей мир оказался опустошен. Но не всем из них по душе заигрывания колдуна Гул’дана (Дэниэл Ву) с темной магией, выкачивающей жизненную силу. Вождь клана Северного Волка Дуротан (Тоби Кэббелл), отстаивая традиции предков, не только бросит вызов темному магу, но и готов на коллаборацию с людьми.
Параллельно в королевстве людей король Ллейн Ринн (Доминик Купер), опираясь на поддержку харизматичного военачальника Андуина Лотара (звезда «Викингов» Трэвис Фиммел), великого мага из касты Хранителей (Бен Фостер) и чародея-недоучки Кадгара (Бен Шнетцер), пытается выяснить, что происходит, и как противостоять неожиданной угрозе. Во время вылазки отряду Лотара удается взять в плен орка-полукровку Гарону (Пола Паттон), которой суждено сыграть роковую роль…
Пересказать сюжет трудно, поскольку он перегружен. Создателям удалось, на первый взгляд, невообразимое – вместить в два часа экранного времени столько действа и твистов, что хватило бы на несколько фильмов. Картина вышла необычайно динамичной, хотя не заметить некоторые казусы сложно. Героев столько, что глаза разбегаются, но отдельные линии не теряются в общем многоголосье. Порой фильм останавливается, чтобы раскрыть персонажей, однако абстрактные диалоги о долге, чести и любви иногда выглядят натужно. Фокусирование на появляющихся на одну сцену героях, которым, очевидно, суждено сыграть свою роль в готовящихся сиквелах, и вовсе вызывает недоумение – мы едва знаем их. Парадоксально, как фильм при таком изобилии событий не распадается на части.
Привычной уже для фильмов такого формата компьютерной графики здесь не просто много, она буквально выливается за пределы экрана. Такая избыточность, рассчитанная на справедливый восторг зрителей IMAX-версии, может показаться «мультяшной» для тех, кто смотрит фильм в 3D или обычном формате.
Еще одной претензией к ленте является «оригинальный» выбор монтажа некоторых сцен. Достаточно странно видеть в середине фильма несколько на первый взгляд не связанных между собой эпизодов порой из разных локаций.
К чести создателей стоит сказать, что все перечисленные недостатки и вынужденные клише оправдываются законами жанра современного фэнтези. Сегодня, когда «Властелин колец» уже более десяти лет является эталоном, а «Игра престолов» активно старается этим эталоном стать, достаточно сложно создать фэнтезийный эпический фильм высокого уровня; тем более, когда этот проект – плоть от плоти компьютерной игры. Среди зрителей фильм идет «на ура», в то время как критики приняли его довольно прохладно. В вину ставят затянутость и излишнюю серьезность, забывая, что они были присущи и двум предыдущим творениям Джонса. Здесь динамичный экшн разбавлен юмором, центральные персонажи не выглядят плоскими картонками, за их взаимодействием интересно следить, они запоминаются (в отличие от их невыговариваемых имен).
Одним из главных достоинств «Варкрафта» является то, что противостояние не показывается однобоко. Сцены из королевства людей перемежаются с разворачивающейся драмой в орочьем лагере. Орки здесь этакие кочевники времен великого переселения рас (некоторые зрители уже нашли в этом аллюзии на европейский миграционный кризис), и, если честно, за ними гораздо интереснее наблюдать, чем за благородными людьми, которые из раза в раз представляются как напыщенные средневековые лорды и маги в белых одеждах.
Внезапно фильм, где людям в несуразных доспехах противостоят громадные зеленые орки, не только не выглядит глупо, но и разыгрывает к финалу настоящую шекспировскую трагедию. Конец обещает неизбежный сиквел о противостоянии Альянса и Орды, а материала игровой вселенной Warcraft хватит ещё, кажется, на несметное количество лент.
Автор: Анатолий Волохов