Прошлогодний Видфест оставил смешанные чувства, потому что мероприятие оказалось чем-то вроде смеси идолопоклонничества и конференции по контент-маркетингу. И в этот раз я отправился на фестиваль с той же установкой, однако Видфест удивил и оказался намного взрослее и серьезнее, хотя километровая (в прямом смысле, на 1000 метров) очередь за автографами осталась неизменной.

Является ли сегодняшний видеоблоггинг полноценным сегментом СМИ? Кажется, Видфест образца 2018 года дарит нам развернутый ответ.

Блог VS СМИ

На этот актуальный вопрос, блогеры отвечают, что они – СМИ, тогда как официальные СМИ настаивают на том, что блогеры – дилетанты. Вероятно,и те и другие занимаются одним и тем же, но блогеры предстают куда более мобильной группой по ряду причин:

  1. Отсутствие вертикали цензуры и парадигмы менеджмента;
  2. Использование более простых технических инструментов монтажа;
  3. Использование более гибкой платформы для дистрибуции контента.

Скажем, в городе произошла авария. Блогер может выехать на место событий, отснять видео, записать комментарий, смонтировать видео на смартфоне и сразу выложить на Youtube. Допустим, в это же время приехал журналист СМИ (телеканала): сначала требуется развернуть оборудование, потом — подобрать план, отснять, свернуть, вернуться в студию, смонтировать и  согласовать время выхода.

Цикл производства в сущности одного и того же контента радикально отличается, поэтому Youtube-блог – более эффективный инструмент, чем традиционные СМИ. Решающим покзателем в этом вопросе являются просмотры: если бы потребителями контента сообщество блогеров не воспринималось как СМИ, то не было и таких высоких цифр просмотров, как, например, у Николая Соболева.

Николай Соболев, или «Как рассказывать новости, чтобы тебя услышали»

Первый воркшоп ивента – и сразу лекция Николая Соболева «Как рассказывать новости, чтобы тебя услышали». В сущности, короткий рассказ был разложен на ряд несложных тезисов:

  • люби то, что делаешь
  • хайпуй
  • соблюдай периодичность выпусков
  • транслируй мысль о том, что твой канал классный

Первый совет – это достаточно общая установка для любой профессии. Далее – три постулата каждого читаемого СМИ, ведь каждые медиа  должны держать руку на пульсе и в первую очередь освещать  то, что актуально и злободневно. Вспомним хотя бы о том, что самые горячие инфоповоды  Первый канал делает спецвыпуски каждый час между передачами или вовсе вместо рекламы посреди передачи.

Традиционные СМИ тщательно следуют постулату периодичности: наверняка, каждый из читателей на память перечислит, в какое время выходят ежедневные выпуски новостей на главном ТВ-канале страны. . Третий постулат – трансляция мысли – имеет свою специфику в сообществе блогеров, потому что здесь можно себе позволить более агрессивные инструменты для усиления репутации канала и доверия к блогеру. Даже трендовый хип-хоп дисс, записанный чей-то адрес — это уже серьезный репутационный инструмент. Конечно, Первый канал не может себе позволить ничего сказать, например,  про канал НТВ.

Судя по воркшопу Николая Соболева, механика ведения видеоблога достаточно схожа с механикой традиционных СМИ.

Илья Варламов, или кто честнее: блог или СМИ

Илья Варламов прочел самую “взрослую” лекцию Видфеста, в которой  разобрал животрепещущий вопрос доверия тому или иному источнику информации. Но начал он с того, что разрушил берлинскую стену между блогерами и журналистами, проведя между ними знак равенства: в сущности, каждый из них работает с одной и той же информацией, использует те же инструменты и механики, а сам блог – это всего лишь способ передачи информации. “Поэтому в рамках лекции лучше разделять традиционных журналистов и журналистов нового времени”, — сказал Варламов.

По мнению Ильи Варламова, новая журналистика намного честнее, потому что не обязана выполнять госзаказ – транслировать позицию государства. Традиционный журналист «находится в тисках издателя, на которого могут надавить», поэтому традиционная журналистика находится в некотором кризисе по двум общим причинам:

  • Старые издатели думают, что обладают монополией на информацию и средства ее обработки
  • Официальные СМИ – это средство пропаганды государства

И поэтому люди склонны скорее верить не изданию, а отдельным журналистам, то есть журналистам новой формации, или  блогерам. Также актуально и  следующее обобщение: люди скорее склонны верить не журналистике, но конкретному  журналисту.

Цифры и деньги

Наиболее содержательной оказалась  лекция, которую провели ведущие канала «Двое и алоэ» Стас Давыдов и Марина Краснова. Презентация  была открыта  занимательными цифрами, которые предоставила компания «Mail.ru group»:

  • в 2 раза увеличилось время сеанса в социальных сетях (до 2 минут);
  • 51 минута в день – именно столько пользователи интернета в среднем проводят в социальных сетях;
  • на 40% увеличилось потребление контента в социальных сетях за последний год

Судя по этой статистике,площадки, которыми в основном раньше пользовались  исключительно блогеры, стремительно набирают аудиторию. В  этих условиях рождается новая формация журналистов (не журналистики!). Подкрепляя эти цифры кейсами, Марина Краснова рассказала о том, что наиболее развитыми пока что являются отрасли спорта и игровой журналистики.

Как и традиционным СМИ, журналистам новой формации требуется монетизировать свой контент, поэтому Одноклассники оказывают поддержку начинающим блогерам с первичным пулом зрителей . Дополнительно продумано и техническое решение для подбора аудитории: в Одноклассниках появилась дополнительная лента с рекомендациями, чтобы пользователь не оставался в «пузыре» своих подписок. С этой проблемой часто сталкивается ВКонтакте: контент, которому вы поставили больше всего лайков, выводится в «умной» ленте, не давая просочиться новому, также способному заинтересовать, материалу у. Одноклассники, будучи  сильной экспериментальной площадкой, решили ввести двойную ленту, непосредственно помогающую  в дистрибуции нового контента.

Блогеры = журналисты, или источники информации переезжают

Несколько описанных воркшопов помогают понять, что имеет место тенденция отхода от традиционных СМИ и их инструментов: журналисты новой формации намного свободнее в выборе средств донесения контента, а монополия традиционных СМИ в отношении информации и её обработки ослабевает . Это, конечно, не значит, что мы полностью откажемся от привычного Первого канала: скорее, традиционные медиа займут более гибкую позицию в плане производства и дистрибуции контента, ориентируясь на опыт онлайн-журналистов и блогеров.

Автор: Петр Ермаков

Фото: Ольга Смолянинова