Цифровое нечто с каждым годом всё чаще встречается в нашей жизни — буквально вчера мы писали о цифровом этикете, например. Цифровым может быть и искусство, правда, пока не совсем понятно, что же это значит.

Винзавод и re:Store недавно запустили платформу Digital Earth —виртуальный музей, в котором вы можете посмотреть на работы 15 российских художников в сфере цифрового искусства. Она устроена не как обычный сайт, а скорее как компьютерная игра. 

Вы выбираете персонажа, слушаете короткую инструкцию о том, как передвигаться по музею (это виртуальное футуристическое здание сферической формы, вы ходите по кругу и заглядываете в разные двери), и, собственно, погружаетесь в мир диджитал арта. 

Для каждой работы выделена отдельная комната, но комнаты очень разные. В одной по центру лежит телефон, а вокруг — ничего, а в другой, например, вся комната — это инсталляция. Чтобы окончательно не потеряться в цифровой пучине, можно почитать о концепции каждого проекта и о его создателе, но информации совсем немного. Выводы нужно будет сделать самостоятельно. 

Чтобы выводы было делать легче, мы вместе со Светланой Тейлор, куратором, искусствоведом, директором программы на кафедре дизайна РАНХиГС, и Антонио Джеуза, доктором философии, специалистом по видео-арту, разбираемся, что же такое цифровое искусство, как и где ему научиться и можно ли на нем заработать. 

Что такое цифровое искусство? 

Светлана. Важно разграничить две территории. Формально сейчас все искусство цифровое, с того момента, как мы используем компьютер и снимаем на цифровую камеру. Поэтому существует в чистом виде цифровое искусство, в котором присутствуют роботы, нейросети и т.д. В этом случае процесс создается с нуля, и аналоговая реальность никак не подключена. 

Есть другой вариант цифрового искусства, который по формам является более традиционным. Это может быть анимация, цифровая сериализация (перевод данных в код — прим.ред.). 

Антонио. Технология сама по себе не искусство. Это всего лишь инструмент для создания искусства. Однако цифровая парадигма — это ядро сегодняшней жизни. Искусство, как мы все знаем, — лучший способ понять мир, в котором мы живем. Художники, которые используют цифровые технологии в своих работах, являются самыми надежными переводчиками нашего времени. 

How to Avoid Getting the Bends
(автор Кирилл Закомолдин)

How to Avoid Getting the Bends – иммерсионный цифровой экспириенс, разработанный на основе текста Ванессы Ковальски (Vanessa Kowalski), кураторки и поэтессы из Нью-Йорка. В тексте исследуется антиутопическое будущее. 

Эта работа — памятник человечеству. Следуя закону Мура, была разработана технологическая сингулярность, вынуждающая сделать следующий шаг нечеловеческой эволюции — Искусственный суперинтеллект. В виртуальном мире зрителю предлагается поразмышлять о своей «человечности». Слишком ли поздно сохранить наследие Homo Sapiens?

Нужны ли специальные навыки (программирование, графический дизайн и др.), чтобы заниматься цифровые искусством?

Антонио. Для того чтобы создавать какое-либо произведение искусства, художник должен понимать природу каждого инструмента, который он использует. Это не значит, что нужно обязательно быть программистом или инженером. Если нет, то помощь техников весьма важна. И еще важнее умение их слушать.

Светлана. Так как моя деятельность непосредственно с этим связана, то хочу поделиться: у нас в планах с Евгением Вороновским и и Михаилом Максимовым в январе сделать интенсивный курс, который будет касаться звука, изображения, работы с данными. 

TransPlants
(автор Марго Трушина)

Это визуальная медитация о том, как можно душевно и физически контактировать с миром растений. Технологии выступают как вспомогательный инструмент для исследования границ между живой природой, человеком и объектами, созданными руками человека. 

Видео делится на кадры-экраны, в которых происходит беспрерывное движение и развитие отдельных фрагментов, и это говорит о состоянии сегодня с его напряжением между удаленностью и близостью: мы являемся частью природы, но часто оказываемся разделенными с ней экраном. 

Можно ли заработать на цифровом искусстве?

Антонио. Я думаю, вопрос скорее экзистенциальный, чем практический. Можно ли зарабатывать на жизнь искусством? Не имеет значения, является ли оно (искусство) аналоговым или цифровым. Конечно, можно. Но это требует большого терпения. В этой профессии деньги приходят очень медленно.

Светлана. По идее, всё можно конвертировать в деньги. Но мир идей — самый прекрасный мир. Возьмём компьютерные игры. Люди, которые придумывают сам мир, наверное, зарабатывают немного больше, чем те, кто занимается в дизайн-студиях оживлением персонажей. 

И мы видим, куда движется планета. Сегодня интернет-пространство максимально заселяется, и для этого создаются все условия. Это целый мир, который нужно строить, для которого нужны свои «строительные бригады». Потенциал осваивания новой интернет-среды огромен. Сейчас это происходит скорее на уровне маркетинговых технологий, но дальше реальности сольются и придут к целостному уровню. 

Garbage Symphony
(автор Анна Сапунова)

Видео обращает внимание на проблему мусора вокруг брянских дач. В новостных сюжетах показаны забастовки против строительства свалок рядом с домами, отравленную воду Камчатки. Но знания не превращаются в правильные действия (не выбрасывать строительный мусор в 50 метрах от участка).

В «Симфонии мусора» звучит музыка, почти как информация. Можно слушать, но не слышать; знать, но не делать. Вопреки прогрессу в науке и технологиях, большинство проблем остается незамеченным и нерешенным. Осознали ли мы тот массив данных, которыми владеем?

Где можно научиться цифровому искусству?

Антонио. Формула «цифровое искусство» — это широкий зонт. Даже традиционная живопись может быть цифровой в случае высококачественных репродукций. Я думаю, что лучше всего начать с курса истории искусства: если не с пещерных рисунков, то, по крайней мере, с эпохи Возрождения.

Затем надо переходить к чему-то более конкретному, курс, который фокусируется на современном искусстве. Есть несколько вариантов, если вы живете в Москве. Если там, где вы живете, офлайн ничего нет, то онлайн-курсы тоже подойдут. 

DRIFT
(автор Роман Головко)

В работе использован психогеографический дрейф, атмосферный звуковой скрипт, которой состоит из записей, сделанных на маршруте протяженностью 1000 км. Перетекающие друг в друга элементы городской среды, природных ландшафтов, следов присутствия человека, чувств и эмоций. 

Звуковая составляющая записана «на земле», и ей соответствует полученная «из воздуха» визуальная, заснятые в определенных координатах фрагменты воздушных потоков и облачного неба, преобразованные с помощью Max/MSP/Jitter (ПО для визуального программирования — прим. ред.) в образно-знаковые модели, картографирующие пространство.

Где учиться искусству?

В области современного искусства существует несколько школ, заслуживающих внимания:

Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко — создана на базе Мультимедиа арт музея, здесь учатся, чтобы стать художниками по направлениям: документальная фотография, арт-фотография, видео-арт и мультимедиа.

Институт современного искусства Иосифа Бакштейна — образовательное учреждение для художников, кураторов и теоретиков искусства.

Институт «БАЗА» — экспериментальная образовательная платформа, основанная концептуалистом и, в прошлом, акционистом Анатолием Осмоловским. Обучает художников и, в рамках совместного проекта с фондом Винзавод, современных критиков.

Moscow school of contemporary art — проект университета креативных индустрий Universal University на базе Британской высшей школы дизайна. Найдете здесь курсы для современных художников, кураторов, специалистов по арт-менеджменту и арт-бизнесу.

Школа современного искусства «Свободные мастерские» — образовательная программа при ММОМА, есть направления «Новейшее искусство» и «Школа кураторов», обучение длится год. Вы сможете изучить теорию и историю искусства, философию, медиа, а также научитесь создавать портфолио и и продвигать себя и свои произведения.

Школа дизайна НИУ ВШЭ в рамках программы «Современное искусство» обучает современных художников и кураторов современной фотографии, современной живописи, анимации, мультимедиа и цифровому искусству, кино и видеоарту, саунд-арту и саунд-дизайну.

Среда обучения — онлайн-школа, есть факультет «Современное искусство», а внутри него направления «Художественные практики», «Арт-критика», «Кураторство» и «Арт-менеджмент».

Школа молодого художника — программа фонда Pro Arte в Санкт-Петербурге. За год вы прослушаете лекции и посетите мастер-классы художников и кураторов, поучаствуете в дискуссиях на тему искусства и даже сможете сделать портфолио-ревю.

В рамках направления Винзавод. Новые имена запущен проект «Открытые студии»: современная мастерская для молодых художников, где они могут как работать, так и общаться с профессионалами арт среды. 

Если вы хотите творить за пределами России, ищите возможности здесь:

StudyArt — сервис поиска и подбора международных образовательных программ в сфере искусства, созданный на базе проекта StudyLab

Hotcourses International — портал предлагает студентам возможность искать и сравнивать учебные программы в 78 странах мира

Masterstudies — удобный портал поиска образовательных программ за рубежом.

Материал подготовили совместно с Винзаводом

Обложка: кадр из How to Avoid Getting the Bends
(автор Кирилл Закомолдин)