Рассказываем о третьем дне пребывания в Осло.

На следующий день в моей программе оказалось три музея: музей скульптора Густава Вигеланда, музей Осло и Исторический музей. Ещё я запланировала Национальную галерею, но на каком-то ресурсе вычитала, что по четвергам туда вход бесплатный. Крайний день в Осло как раз выпадал на четверг, и я решила перенести посещение галереи на этот день. Аукнулось оно потом мне…

К 10 утра мы уже собрались и поехали. Доехали до станции Майорстуен и там пересели на трамвай. До его отправления было 20 минут, и мы решили заскочить в «Макдоналдс». Настя не наелась завтраком, я тоже. Плюс по мере выздоровления ко мне стал возвращаться аппетит. Нам хотелось перекусить, заодно и сравнить норвежский «Макдоналдс» с российским. Но, ещё не было 10 утра, следовательно, тут ещё властвовало отвратительное меню завтраков. Я купила Биг Мак и апельсиновый сок и всё это обошлось мне в 73 норвежских кроны, из которых сок – 20 крон, а Биг Мак 53. Ну и что же? На вкус он был абсолютно такой же, как в России, только сок дали в другой упаковке, а не «Добрый».
До музея проехать нужно было три станции. Мы дольше искали музей, слоняясь по краю одноимённого парка, чем добирались до него, потому что несколько указателей стояли криво и указывали совершенно в другую от нужной стороны.
Рядом с музеем есть парк Вигеланда, в котором находятся оригиналы скульптур из музея. В музее большей частью всё – «черновики» работ или скульптуры, которые не выставлены в парке. Как заметила моя мама, «они же [скульптуры] все голые, не смущает такое количество нудистов?». Нудизм не смущает, это привычное явление для искусства. Смущает другое. В музее Вигеланда я внезапно осознала, что ни разу не была в подобных местах. Картинные галереи, выставки живописи и тому подобное – но оно находилось на стене и было плоским. А здесь кругом огромные скульптуры либо в человеческий рост, либо в полтора раза больше. Из-за этого мне было очень жутко и страшно ходить среди человеческих фигур, да ещё таких непропорционально огромных и массивных.

Вигеланд задумал сделать скульптуры непропорциональными, чтобы подчеркнуть человеческую неидеальность, слабость и несовершенство. Вигеланд каким-то немыслимым образом располагал центр тяжести так, что скульптуры сохраняли равновесие и это позволяло ему высекать из бронзы людей в самых немыслимых и удивительных позах. Сам парк имени Вигеланда чем-то похож на Парк Победы в Москве, потому что в нём тоже много скульптур и есть обелиск.

После мы зашли в музей Осло, который располагался в нескольких шагах. К бесплатному билету по Oslo Pass мне ещё и приложили бесплатный аудиогид на iPоd на английском языке (русского просто не было). В музее три этажа: первый про историю Осло — с предметами с раскопок, картинами, бытовыми экспонатами и археологическими находками, фотографиями, второй про быт с экспозициями комнат и помещений и третий про искусство с живописью. Очень красивый и интересный музей, красочный и сочный, потому что и сами экспонаты интересные и расставлены логично, и наглядно представлены, а не как в российских музеях: накидают кучу текста и радуются. В таком музее прям хочется ходить, он очень насыщенный и хочется полежать на диванчике в квартире 50-ых, набрать путевой очерк на печатной машинке, но нельзя.
Потом мы поехали на трамвайчике искать Исторический музей. Перекусили в De Luca: Настя – карбонарой, я – лазаньей. Я решила после этого, что всё-таки не люблю лазанью: первый раз пробовала её в Венеции в 2012 году, второй в 2016 в «Братьях Караваевых», и вот в третий раз, в Осло в 2018, убедилась, что она мне не нравится.

Пошли в музей. Настя отказалась в него идти: ей уже пришлось за музей Вигеланда заплатить 40 крон как студент и за музей Осло 50, и за этот пришлось бы еще 60. Хотя Исторический музей стоит того. Там 4 этажа, постоянная экспозиция на двух. На первом этаже выставка про глобальное потепление, магазинчик и Средние века. В Средних веках всё деревянное и облупленное, но при этом весьма устрашающее. На втором этаже Древний Египет, Монетный кабинет, Америка, Арктика и Античность. Про Египет и Античность совсем мало: в Египте хоть саркофаги были, а в Античности почти ничего. В Монетном кабинете была выставка про золотой фонд, который вывезли в 1940 году от фашистов, стеклянная арка, выложенная золотыми деньгами, выставка орденов и медалей со всех стран, в том числе из России. В Америке было очень здорово: здесь собрали костюмы, какие-то штучки из вуду, бусы, финтифлюшки, предметы из быта, куча картинок и фотографий и макетов из Южной, северной и Центральной Америки. В Арктике было нагляднее всего: наверное, у Джека Лондона как-то так же всё и выглядело. Там было иглу и макеты внутри него в мехах, макеты собак, оружие, костюмы, схемы всякие наглядные. И я поняла, в чём прелесть норвежских музеев – что они наглядные, интерактивные, живые, потому что в них столько документов, экспонатов и макетов, сделанных вручную так, что для них можно делать отдельный музей. Пожалуй, после таких музеев меня и стали напрягать человеческие макеты, потому что они выглядели там как живые и, казалось, что вот-вот встанут и пойдут.

На этом мой первый музейный день кончился.

Автор: Альбина Ахатова

Фото: Анастасия Агеева