О развитии культуры настольных игр в России

Мировая культура настольных игр имеет богатую историю. Ещё в Древнем Египте люди придумали передвигать фишки по доске, используя специальные правила. Так родилась первая из известных нам настольных игр — сенет. Приблизительно пять тысяч лет назад китайцы изобрели го, индийцы в пятом веке нашей эры — шахматы[1], а через одиннадцать столетий в Европе появился «Гусёк», одна из первых игр-«ходилок». Её механика была максимально простой: «кинь кубик — двинь фишку». Тот, чья фишка приходила к финишу первой, побеждал[2]. Подобные «Гуську» настольные игры постепенно приобрели популярность и в Российской Империи.

Настоящую революцию в мире настольных игр совершила «Монополия», американская экономическая стратегия 1934 года Чарльза Дэрроу. К уже привычной механике «кинь-двинь» добавилась деловая составляющая — возможность покупать и продавать фирмы, обменивать их, проводить финансовые операции. Концепция «Монополии» привлекла к себе не только детей, но и взрослую аудиторию. В СССР мало что знали об этой игре до конца XX века. Только в 1988 году на прилавки поступил клон «Монополии» — «Менеджер». Чуть позже появились и другие копии: «Бизнес», «НЭП» и «Империя».

Разнообразие в мире настольных игр приходит только в 2000-х с появлением зарубежных игр на отечественном рынке. Особенной популярностью пользуются игры европейской (чаще немецкой) школы — «еврогеймы». Их характерные особенности: низкий уровень случайности, относительно короткие раунды, отсутствие прямого взаимодействия между игроками, мирная тематика сеттинга — военных действий практически нет. Классическим представителем этого жанра являются «Колонизаторы», где игрокам предстоит осваивать новые земли, собирать ресурсы и заниматься строительством.

Приблизительно в это же время в России приобретают популярность американские настольные игры — «америтреш». Фактически они прямо противоположны еврогеймам: в них присутствует высокий уровень случайности; партии длятся больше 2 часов; возможны прямые конфликты между игроками или напротив совместное прохождение сюжета. Уже упомянутая «Монополия» как раз относится к америтрешу[3].

На развитие культуры современных настольных игр в России  значительное влияние оказывает комьюнити. Ежегодно проводятся различные турниры, выставки и мастер-классы. Недавно 24-25 сентября в Москве прошёл самый крупный и известный фестиваль настольных игр в СНГ — «Игрокон»[4]. За два дня его посетили, по оценкам организаторов, больше двадцати тысяч человек . На первый «Игрокон» 2013 года пришли всего пять тысяч. Цифры свидетельствуют о растущем интересе россиян к настольным играм. Отчасти этому также способствует массовая популярная культура. Так, например, по мотивам мифов Говарда Лавкрафта о Древних — могущественных тёмных существах — был создан америтреш «Ужасы Аркхема». А события сериала «Игра Престолов» лежат в основе одноимённой настольной стратегии.

На какую аудиторию рассчитаны настольные игры? По мнению генерального директора издательства «Мир Хобби», Михаила Акулова, средний возраст россиянина-любителя настольных игр — приблизительно 25-40 лет.

«Люди от 15 до 25 играют меньше, потому что меньше времени проводят с друзьями», — говорит Михаил. «Когда у нас получаются тёплые, дружеские посиделки? Как правило, после окончания учёбы… Тогда, когда мы становимся более самостоятельными, появляется свободное время».

Культура настольных игр в России активно развивается — это факт. Издания становятся всё более проработанными и детальными, механика постоянно совершенствуется, а дизайну уделяется должное внимание. Появляются российские авторы-энтузиасты, создающие интересные наборы, которые становятся популярными за границей. Яркий пример — отечественная игра, чем-то похожая на известную «Мафию» , «Spyfall» («Находка для шпиона»). Её перевели на 25 иностранных языков, а тираж только в одной Америке составляет около ста тысяч изданий в год. Несмотря на то, что культура современных настольных игр на Западе старше, Россия уже сейчас может похвастать не только удачными локализациями, но и собственными качественными изданиями.

Автор: Влад Цой

Фото: Кирилл Зотин

 

[1] Об истории настольных игр: http://hobbygames.ru/istorija-nastolnih-igr-i-ih-pervie-nazvanija

[2] О появлении «Гуська»: http://nastolki.livejournal.com/125423.html

[3] О «еврогеймах» и «америтреше»: http://meownauts.com/modern-boardgames/

[4] «Игрокон»: http://igrokon.org/