Посмотрите еще раз на заглавное изображение к статье. Вероятно, вам знаком подобный образ. В этом году на фестивале ЛГБТ-кино была представлена картина о человеке, который оформил мужской гомосексуализм в целую субкультуру и придал ей отличимое, узнаваемое лицо, — «Том оф Финленд».
Том оф Финланд (Тоуко Валио Лааксонен) – финский художник, своими рисунками повлиявший на оформление гомопорнографической культуры США XX века.
Тоуко начал рисовать в возрасте 5 лет. В его семье ценилась живопись, музыка и литература. После войны он увлекся рекламой и поступил в художественное училище в Хельсинки, впоследствии занимался оформлением витрин, интерьеров и созданием плакатов. Признание художник получил в США в 1957 году, когда его один их его рисунков занял обложку «Physique Pictorial».
«Как закалялась сталь»
Действие разворачивается еще на русско-финской войне, когда Тоуко Лааксонен (Пекка Странг) был офицером и никому не известным рисовальщиком. Из уст главного героя мы узнаем, что впервые с мужчиной он был на войне – в этом он признается своей сестре как-то ночью, когда его мучил посттравматический стресс. Во время просмотра фильма очень не хватает внутреннего монолога со стороны Тоуко, который бы мог глубже раскрыть ту атмосферу, в которой произошел психологический надлом. Но камера молча следует вслед за ним повсюду: будь то момент, когда он впервые убивает человека, будь то мглистый парк, в котором собираются другие мужчины нетрадиционной ориентации.
Режиссер Доме Карукоски нарочито создает документальное повествование в рамках воспоминаний главного героя, чтобы зритель смог составить свое мнение относительно происходящего. И, казалось бы, это большой риск – показать откровенные сцены из жизни гомосексуалистов, однако действие постоянно перемежается поисками художественных образов. Ровно так же, как мы с пониманием относимся к шалостям великих людей в голливудском кино, здесь так же мы начинаем относиться к наклонностям Тоуко Лааксонена или просто Тома.
Амадей был ветреным юнцом («Амадей»), Бетховен имел скверный характер («Переписывая Бетховена»), Модильяни был пропойцей и самовлюбленным художником («Модильяни»), а Том оф Финленд был гомосексуалистом. Зрителю не навязывают в виде закадрового текста отношение к происходящему, поэтому мы начинаем прощать ему эту «шалость» за красивый творческий процесс и честность.
Наследие Тома
Образ афроамериканца в сапогах, расстегнутой кожаной куртке на голое тело и фуражке – тот самый образ, который стал символом мужского гомосексуализма. Изначально Тома вдохновили военные сапоги, потому что в боях обувь снимать было некогда. Кожаная куртка перекочевала от мотоциклистов. Фуражка – из среды полицейских, которые постоянно преследовали сексуальные меньшинства в то время. Характерные усы и полные губы, как мы понимаем из фильма,- лицо человека, которого Том убил на войне.
Все эти детали стали ключевыми в формировании личности художника, своеобразные шрамы, из которых потом был выткан этот образ. Образ сильного и чувственного мужчины.
Действительно, интересно наблюдать за тем, как человек, находившийся в консервативном обществе, создал нечто, что смогло покорить мир. В США работы Тома имели колоссальный успех и произвели фурор, именно поэтому художник в дальнейшем перебрался в Штаты. Но показательно то, как относились к гомосексуализму в Америке и в Финляндии – это радикально противоположные позиции, свидетельствующие о менталитете и национальной готовности к принятию новых идей.
Определенно, режиссер осторожно использовал все инструменты, чтобы не вызвать отторжения у зрителя, и не навязывает свое мнение. Фильм заслуживает высокой оценки уже за это. Но важно и то, что создатели нашли в себе смелость показать не только эту культуру, но и ее истоки.
Автор: Пётр Ермаков