«Это кино о страсти, о том, что любая мечта имеет свойство сбываться, и ты имеешь на это право», — говорит Данила Козловский о своей первой режиссерской работе, о фильме «Тренер». О том, сбылась ли мечта актера стать режиссером, об энергии футбола и не исчезающих с течением времени проблемах читайте в нашем материале.
Спортивные и космические драмы – вот чем нас балует отечественный кинематограф. За последний год мы несколько раз побывали за пределами земного шара, стали свидетелями сенсационной и противоречивой баскетбольной победы сборной СССР над сборной США и даже подсмотрели за развитием отношений спортивной пары в фигурном катании. «Тренер», на первый взгляд, — лишь очередной фильм о спорте, полный пропаганды и вышедший аккурат перед Чемпионатом мира по футболу. Совпадение? Не думаем. Да и сам режиссер и исполнитель главной роли (и сценарист, и продюсер) Данила Козловский отмечает: «И у нас была такая амбиция — стать главным фильмом про футбол к чемпионату мира. Хотя это кино не про футбол, безусловно». Но «Тренер» все же отличается от других спортивных драм, хоть и не всегда в лучшую сторону.
«И у нас была такая амбиция — стать главным фильмом про футбол к чемпионату мира. Хотя это кино не про футбол, безусловно»
Сюжет построен на том, что звезда сборной России по футболу, нападающий Юрий Столешников (Данила Козловский) не забивает решающий пенальти, психует, портит себе репутацию, прозябает пару лет без футбола и от безысходности уезжает по первому же предложению в славный южный город Новороссийск тренировать местный «Метеор». Игроки «Метеора» не мотивированы ни на что от слова «совсем», команда городу не нужна, и только президент клуба и по совместительству дочь мэра Лара (Ирина Горбачева) пытается доказать всем вокруг, чего стоят она и ее клуб. Юрий, безусловно, влюбляется во врача-физиотерапевта команда Варю (Ольга Зуева). Большая часть картины наполнена всеми видами борьбы: внешней – Юрия с игроками, болельщиками, мэром, внутренней – опять же Юрия со своими страхами, обидой на отца, уязвленным чувством собственного достоинства. Как ни странно, все заканчивается более чем радужно – «Метеор» в финале кубка России выигрывает «Спартак», Юрий отказывается от должности главного тренера красно-белых и остается в Новороссийске вместе с Варей.
Хоть Данила Козловский и утверждает, что фильм не про футбол, именно футбольные сцены сняты и поставлены максимально качественно. Работа оператора-постановщика (Фёдор Лясс), особенно во время финального матча между «Метеором» и «Спартаком», погружает нас в атмосферу реальной игры, окунает с головой в динамику моментов, и иногда зритель даже не успевает следить за движением мяча. Конечно, красота матча, комбинационная составляющая и техническое исполнение ударов немного приукрашены, если мы вспоминаем о суровой реальности российского футбола, но режиссер не претендовал на полную правдоподобность. Плюс ко всему «Тренер» еще и знакомит зрителя с прекрасными новыми отечественными стадионами — и «Открытие Арена», и, конечно, «Краснодар».
Возможно, Козловскому в создании атмосферы, приближенной к реальности и даже превосходящей ее, помог актерский состав, в числе которого – Дмитрий Сычев и Алан Гатагов, Евгений Савин, а комментируют матчи Константин Генич и Нобель Арустамян. Также в качестве консультанта фильма работал Леонид Слуцкий, а уж он-то знаком со всеми сторонами футбола.
В «Тренере» футбольная Россия не очищена от присущих ей недостатков – мы видим и договорные матчи, и причины, по которым команды из низших лиг никогда не выходят в Премьер-лигу, видим давление на судей и отсутствие дисциплины внутри команд. В СМИ об этом говорят крайне неохотно, к сожалению, поэтому выведение проблем на свет с помощью средств художественной выразительности – уже большой шаг к их преодолению.
Картина не останавливается на футболе – «околофутбольное» движение на удивление внимает к главному тренеру, готова поддерживать свою неказистую, но подающую надежды команду и в горе, и в радости. Козловский уходит от стереотипа «болельщики дикие, вечно пьяные, неадекватные и постоянно избивают друг друга», он старается показать то, что заставляет их иногда вести себя безрассудно – общая страсть к футболу. А финальная песня болельщиков хоть и звучит немного наивно-пафосной, но то единение и наполненность надеждой, которые сквозят через нее, в конце концов, удивительно трогательны.
Козловский идет и за пределы «околофутбола», затрагивая вечные отношения отцов и детей, пожалуй, самая проработанная в эмоциональном плане работа актеров в фильме. Андрей Смоляков, исполняющий роль отца Юрия Столешникова, говорит немного, но детали (отец хранит на дисках все матчи, сыгранные его сыном, все фотографии, футболки и другие атрибуты, не звонит сыну, хотя чувствует себя очень плохо, чтобы не отвлекать от важного карьерного этапа) говорят больше, чем слова. Юрий, как и многие дети, слишком поздно понимает, как сильно его любил отец.
Другой, не слишком разговорчивый, но глубокий персонаж – Лара, президент клуба (Ирина Горбачева). По иронии судьбы именно те, у кого в сценарии было не так много слов, передали характеры и скрытые эмоции своих героев наиболее правдоподобно и убедительно. Даже безысходная и невысказанная любовь Лары к Юрию тронула больше, чем явная романтическая линия Юрия и Вари.
Эта романтическая линия – одно из слабых мест картины наряду с не всегда уместными и живыми диалогами. Абсолютно непонятно, что в Варе привлекло Юрия, как развивались их отношения, зачем нужна была сцена секса, не изменившая ничего в сюжетной канве.
В самом Юрии, герое Данилы Козловского, слишком много Данилы – прямолинейного, уверенного в себе, не всегда рационального, но всегда руководствующегося добрыми намерениями – такого, какого мы видели и в обоих «Духlessах», и в «Легенде №17», и в «Статусе: свободен», и даже в «Викинге». С одной стороны, это логично – ведь роль Данила писал специально для себя, с другой стороны, Козловский ведь может и иначе…
«Я всегда хотел сыграть футбольного тренера. Сверхэмоциональное, драматическое поведение на бровке, весь этот антураж вокруг (огромные стадионы, переполненные тысячами фанатов) для меня как для артиста всегда были очень привлекательны.
(с) Данила Козловский»
Неоднозначное впечатление осталось из от музыкального сопровождения. Все композиции, безусловно, прекрасны в своем роде – и «Way down we go» (Kaleo), и «Это всё» (ДДТ») которая, пожалуй, единственная органично вписывается в контекст, и «Cheek to cheek» (Frank Sinatra), и «Believer» (Imagine dragons). Но никакая общая концепция, кроме, видимо, музыкальных вкусов режиссера их не объединяет, из-за чего зрителю кажется, что музыка разрывает повествование фильма и вмешивается в него, как что-то чужеродное.
Однако достойных футбольных драм отечественного производства мы не видели очень давно. «Тренер» стоил Козловскому значительно меньше, чем Неймар — ПСЖ: лишь 390 млн рублей. Не так обидно будет, если он не заиграет, но Данила уже продемонстрировал нам, что играющий тренер способен решить исход матча.
Автор: Анна Чеботарева