Рауль Диас Рейес – испанский художник и скульптор, с работами которого уже успели познакомиться любители современного искусства Испании, США, Германии и Бразилии. 10 марта в Галерее Osnova, расположенной на территории ЦСИ «Винзавод», Рауль Рейес открыл свою первую в России персональную выставку под названием «Patterns», на которой представлены алюминиевые скульптуры-инсталляции и несколько работ, выполненных «на плоскости». Наша редакция не упустила возможность познакомиться с самим художником и его произведениями на встрече-дискуссии, открытой для всех посетителей. Мы узнали, какой «рисунок» объединяет три мировых мегаполиса, как кузов автомобиля может служить не только объектом рекламной кампании, но и источником творческих экспериментов и почему современные художники не понаслышке знают, что такое сопромат.

Рауль Рейес родился в Мадриде в 1977 году, и несмотря на то что творческий путь художника начался с Испании, он к своим тридцати девяти годам смог полноценно связать своё имя с еще двумя странами – Бразилией и Америкой. На выставке «Patterns» представлены работы, которые рассказывают о трёх городах – Мадриде, Нью-Йорке и Сан-Паулу. На вопрос о том, почему выставка посвящена именно этим городам, Рауль Рейес ответил, что его в них привела жизнь художника. В Сан-Пауло и Нью-Йорке он в течение нескольких лет работал в художественных резиденциях и участвовал в выставках [1]. Художник наблюдал за ритмом трёх городов, чтобы узнать объединяющие их визуальные «паттерны» и стиль жизни, которому там следуют.

Идея создания собственной выставки в России появилась в прошлом году, и на протяжении нескольких последних месяцев Рауль Рейес вместе со своими помощниками, среди которых был художественный критик и куратор выставки Тоби Майер, думал над организацией выставочного пространства [2]. На этот раз художник впервые для себя решил поместить инсталляции на разноуровневые пьедесталы. Немного привыкнув к художественным объектам и рассмотрев их со всех сторон, гости выставки поинтересовались, почему цветное изображение нанесено только на одну сторону всех инсталляций. Из ответа автора работ следовало, что при помощи этого приёма ему удалось создать координаты своих произведений и придать им витальность, ведь можно представить, что цветная сторона – это «лицо» скульптуры, к которому мы обращаемся в первую очередь. Художник сознательно предпочёл не оформлять освещение галереи таким образом, чтобы оно было точечно сфокусировано на работах. По мнению Рейеса, падающие от скульптур тени помогают создать не застывшие, а наполненные жизнью образы современного города.

«Падающие от скульптур тени помогают создать не застывшие, а наполненные жизнью образы современного города»

«Москва меня очаровала, когда я достаю фотоаппарат, у меня трясутся руки от обилия прекрасного вокруг», — эта фраза художника подействовала на аудиторию очень ободряюще. Еще больше ей, уставшей от московской пасмурной погоды, пришлось удивиться рассказу одного из организаторов выставки о том, как художник почти по-детски радовался самым обыденным деталям московских улиц. «У Москвы есть свой творческий потенциал, но, чтобы начать с ним работать, мне нужно провести здесь больше времени», — сказал Рейес, предвосхищая вопрос о создании серии работ, связанных с Москвой.


Если познакомиться и с другими работами художника, не выставленными в галерее [3], станет ясно, что художественное внимание Рауля Рейеса особенно привлекают те части городского пейзажа, которые порой остаются незамеченными: пятна на асфальте, необычные дорожные знаки, следы от колёс автомобилей. «Один из архитекторов на прошедшей недавно выставке-ярмарке современного искусства ARCO в Мадриде [4] сказал мне, что он видит на изображении нью-йоркские Башни-близнецы, а на самом деле это те решетки на асфальте, мимо которых мы проходим каждый день».

«Художественное внимание Рауля Рейеса особенно привлекают те части городского пейзажа, которые часто остаются незамеченными»

Раньше Рейес больше всего работал с рисунком, но несколько лет тому назад начал задумываться о пределах художественного языка. «Мне захотелось создать трехмерное изображение, и тогда я начал работать с алюминием, который очень привлекателен в плане пространственных возможностей». Отход от работы с двухмерностью позволил создать что-то новое, живое и «дышащее». Художнику нравится возможность творить, не будучи запертым в рамки одного материала.

Недавно марка Land Rover провела в Испании акцию и предложила пятерым художникам представить свою версию дизайна капота автомобиля. Рауль Рейес справился с этой задачей при помощи ткани [5] и в очередной раз убедился, что в искусстве основная роль отведена идее, которую необходимо выразить любым способом.

Однако к работе с материалом Рейес относится ответственно. В арт-резиденциях Мадрида трудятся не только художники, но и совершенно особые сотрудники – специалисты по сопротивлению материалов. Своими советами они помогают авторам учиться свободно обращаться с выбранным материалом. Перед тем как начать работать с алюминием художник несколько месяцев посещал специальные занятия, на которых он узнал о физических свойствах этого металла. Рейес признался, что он пока не собирается отказываться от алюминия, потому что подбор податливого и гибкого материала, который в то же время сохраняет форму, был непростой задачей, превратившейся в год поиска и экспериментов. Что касается цвета, то здесь художник старается быть достаточно сдержанным и не слишком бравурным.

Чтобы найти источник творческого вдохновения мастера, стоит узнать о технической стороне процесса создания инсталляций. Рауль Рейес является не только художником и скульптором, но и активным поклонником фотографии – у него есть большая база снимков, сделанных во всех городах, где он побывал. В начале работы над серией «Patterns» художник выбрал те снимки, которые лучше всего передают дух городов, и, поместив их на полотна алюминия размером два на два метра, начал работу по созданию формы и объёма. Рейес говорит, что в начале работы с каждой скульптурой у него нет определенного законченного образа и он продолжает менять инсталляцию до тех пор, пока не почувствует, что пора остановиться. Но урбанистическая среда и фотография – это ещё не всё. Кино, научная фантастика, культура андеграунд воздействуют на художника не в меньшей степени. Также не стоит думать, будто всё творчество Рейеса вращается вокруг культуры современного города: в 2011 году было создано несколько работ, связанных в том числе и с живой природой. Для этого Раулю Рейесу пришлось отправиться в бразильскую сельву, где, по местным преданиям, несколько раз были замечены НЛО. Результатом этой поездки стал необычный фотопроект [6].

«В начале работы с каждой скульптурой у него нет определенного законченного образа, и он продолжает менять инсталляцию до тех пор, пока не почувствует, что пора остановиться»

Рейес говорит, что его творчество испытывает влияние произведений других современных художников, в том числе его друзей. Он признался, что для него очень важным стало посещение выставки-ретроспективы немецкого скульптора Исы Генцкен, проходившей в МoМА в позапрошлом году [7]. Среди скульпторов XX века он отмечает Джона Чемберлена [8], особенно интересного для художника своими творческими экспериментами с деформацией машин.

Придумывание названий для своих работ Рейес ассоциирует с мыслительной игрой «в освобождение»; часто бывает так, что название отражает ту особенность, на которой он был больше всего сосредоточен.

В завершение дискуссии художник поделился с аудиторией своим отношением к современной фотографии, распространяя это суждение и на своё творчество. «Фотография – это не только «снимок эпохи», висящий на стене в забвении». Так как Рейес очень тесно работает в этом жанре, для него было бы большим удовольствием видеть, что и другие люди воспринимают фотографию и его творения как произведения искусства, органично соединяющие в себе несколько направлений.

Автор: Екатерина Мазур

Фото: Софья Мартихина

[1] Основные даты жизни и творчества. Выставки, работа в резиденции, призы и награды, коллекции // http://osnovagallery.ru/artists/raul-diaz-reyes/biography

[2] Пресс-релиз Тоби Майера к выставки Рауля Рейеса «Patterns» // http://www.rauldiazreyes.com/PATTERNS

[3] Фотографии работ серии «Patterns», не представленные на выставке в галерее Osnova http://www.rauldiazreyes.com/

[4] International contemporary art fair ARCOmadrid// http://www.ifema.es/arcomadrid_06/

[5] Geometry Global España | El Arte No Tiene Techo. Видео об акции Land Rover // http://www.latinspots.com/site/sp/pieza/detalle/22629/comercial/El-Arte-No-Tiene-Techo

[6] Visionários — Raul Díaz Reyes // https://pt-br.facebook.com/media/set/?set=a.322862031085867.71189.286155061423231&type=3

[7] Выставка-ретроспектива Исы Генцкен в Метрополитен-музее // http://www.moma.org/calendar/exhibitions/1320?locale=en

[8] Биография и ключевые детали творчества Джона Чемберлена // http://www.theartstory.org/artist-chamberlain-john.html

[9] Галерея Osnova // http://osnovagallery.ru