Продолжаем знакомить вас с номинантами V юбилейной Премии «The Art Newspaper Russia» в области искусства, вручение которой состоится 2 февраля 2017 года в московском Манеже. Мы уже рассказали вам о «Музеях года» и «Выставках года», теперь пришло время подробнее рассмотреть номинацию «Реставрация года», а именно трёх её финалистов: полотно Рогира ван дер Вейдена, настенную живопись в доме Стройбюро в Королёве, фрески церкви Благовещения на Городище в Новгороде.
Итак, первым претендентом на победу является картина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Номинация звучит так: «За возвращение шедевру мировой живописи первоначального вида».
Рогир ван дер Вейден – представитель золотого века нидерландской живописи – жил и творил в XV веке. «Святой Лука, рисующий Мадонну» – одна из известнейших его картин, которая имеет 4 варианта, находящихся в различных музеях мира. Один из них является частью коллекции Государственного Эрмитажа.
Последний раз картину реставрировали в XIX веке. Тогда были соединены в одно целое две её половины, однако сделано это было неправильно – картину лишили верхней части композиции. В 2013 году специалисты Эрмитажа начали новую работу по реставрации полотна. Была восстановлена авторская композиция, а также авторская колористика – путем избавления от слоев старого лака был полностью раскрыт авторский слой. Раскрытие авторского слоя привело к невероятному открытию. Многие века под толстыми слоями лака скрывались детали кисти автора, такие как чернильница на столе, руки святого Иоакима и другие. Таким образом, нетленному произведению искусства ранней фламандской живописи вернули первозданный вид.
Следующим номинантом «За неравнодушие и самоотверженность в борьбе за редкий памятник монументального искусства» стали революционные росписи Василия Маслова в разрушенном доме Стройбюро в Королёве.
Из руин дома Болшевской трудовой коммуны чудом удалось спасти панно художника-авангардиста «Ленин. Электрификация». Сооружение было варварски разрушено в марте 2015 года, и помимо «Электрификации» под завалами осталось еще две настенные работы Маслова – «Индустриализация» и «Индеец». Их мечтают заполучить многие музеи мира.
Болшевская трудкоммуна представляла собой исправительное учреждение, где беспризорники могли получить «путевку в жизнь». В 1937 году члены коммуны были арестованы и расстреляны. Среди «врагов народа» оказался и сам художник Маслов.
Реставраторы воссоздали фреску по мельчайшим деталям, работая над ней даже в холод в полуразрушенном здании. Реставрацию закончили уже в стенах Строгановской академии. Стенопись Маслова представляет собой как историческую, так и художественную ценность. Советское искусство 1930-х годов имеет особый ажиотаж, так как его памятников сейчас практически не осталось. На сегодняшний день сохранилось очень мало работ Маслова, но все они признаны и востребованы, в том числе и на Западе. Сейчас этот важный исторический памятник и уникальное произведение искусства авангарда 1920-х годов окончательно спасено.
Также номинантом престижной премии стали фрески церкви Благовещения на Рюриковом Городище в Новгороде «За сочетание традиционной кропотливости и новейших технологий».
Фрагменты фресок были найдены в развалинах церкви учеными-археологами РАН. Уникальность фресок состоит в их древности – они являются памятниками искусства XII века, домонгольской Руси.
Разбирали завалы и вытаскивали артефакты сами реставраторы, с помощью особых технологий, обеспечивающих большую сохранность памятникам. Над восстановлением фресок работали сотрудники Центра реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника. Найденные фрагменты напоминали кусочки пазла, которые реставраторы старательно собирали и склеивали, восстанавливали оригинальную композицию. Таким образом, древнейшие фрески, считавшиеся безвозвратно утерянными, обрели новую жизнь.
Автор: Алина Зарипова