2 февраля 2017 года в московском Манеже состоится вручение ежегодной премии в области искусства «The Art Newspaper Russia». Подводя итоги культурной жизни прошлого года, редакция газеты представила шорт-лист претендентов: по три финалиста в каждой из пяти категорий: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». В предыдущей статье мы знакомили вас с претендентами на звание «Музей года», а сегодня расскажем о самых главных выставках по версии редакции: биеннале уличного искусства, экспозиции коллекции Сергея Щукина и нашумевшей выставке привезённых шедевров Пинакотеки Ватикана.

И первый претендент на звание «Выставка года»  стрит-арт событие «Невидимая стена», Международная биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» «за интернациональность, зрелищность и популяризацию самого демократичного жанра искусства».

В августе прошлого года в Манеже состоялась II Биеналле уличного искусства «АРТМОССФЕРА» «Невидимая стена», в рамках которой приняли участие более 100 отечественных и зарубежных художников. В частности, в экспозицию вошли работы известного стрит-арт иллюстратора Дмитрия Аске – лауреата конкурса «АРТМОССФЕРА 2015». В дополнение к выставке была организована образовательная программа в виде лекций и мастер-классов ключевых представителей в области «уличной» индустрии. Огромная по своим масштабам и участию художников выставка всего за десять дней смогла превратить Манеж в эпицентр столичной стрит-арт культуры.

Также на почётное звание претендует выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина». Фонд Louis Vuitton, Париж «За дипломатический талант и зримый памятник выдающемуся коллекционеру».

Поль Гоген. «А, ты ревнуешь?» 1892. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка «Шедевры нового искусства» – показ собрания знаменитой коллекции картин одного из крупнейших московских меценатов XX века Сергея Щукина, которое на пару месяцев объединилось из залов Москвы и Петербурга в Париже. В состав экспозиции вошли работы известных французских художников, в числе которых Поль Гоген, Анри Матисс, Поль Сезанн, Пабло Пикассо и многие другие. Выставка была создана при участии Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереи, что позволило объединить в одном пространстве около 130 абсолютных шедевров французского импрессионизма и постимпрессионизма.

Идея выставки лежит в основе истории взаимоотношений французского модерна и русской публики, чья связь обусловлена непосредственным влиянием Сергея Щукина: путешествуя по Европе, московский купец приобретал лучшие образцы французской живописи, которые впоследствии отправлялись в Москву. Благодаря ему у людей в России появилась возможность поближе познакомиться с европейским искусством. В 1948 году собрание коллекционера было расформировано и распределено по музеям в связи с эмиграцией Щукина. С тех пор его коллекция ни разу не экспонировалась как единое художественное собрание. «Это сокрушительный русский проект, подобного которому давно не было вообще в мире, он по значимости находится на уровне Дягилевских сезонов», — заключил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Выставка началась в октябре 2016 и закончится 20 февраля этого года.

Помимо того, что Третьяковская галерея номинирована в категории «Музей года», на звание «Выставка года» претендует одна из её главных экспозиций: «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», Государственная Третьяковская галерея, Москва «За впечатляющий пример обменного проекта с ведущими музеями мира».

tret700.jpg (700×440)

Источник фото: http://www.interfax.ru

«Roma Aterna» («Вечный рим») признана поистине уникальной выставкой года: в её собрание вошли 42 произведения – шедевры итальянской живописи XIIXVIII, которые ранее не покидали музеев Ватикана. Прежде всего, это известные полотна художников Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени и других. Каждая работа представляет собой редчайшие образцы римской школы и религиозного искусства: открывает выставку римская икона XII века «Христос Благославляющий», которая прежде ни разу не экспонировалась за пределами Ватикана, полотна «Ангел, играющий на виоле» (1480) Мелоццо Амбрози, «Положение во гроб» Караваджо (1602-4). Выставочное пространство объединяет сразу три эпохи: Античность, Средние века, Возрождение.

В 2017 году в Ватикане планируется ответная выставка, на которой будут представлены работы русских художников на Евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Автор: Дарья Зарубина