[:ru] 

С 12 по 14 февраля в Германии проходила 52-я Мюнхенская конференция. Исторически складывалось так, что её участниками были представители оборонных ведомств, однако на данный момент конференция превратилась в международный форум по вопросам безопасности, в котором участвуют и представители военной элиты государства, и политики, дипломаты, а также различные общественные деятели[1]. Основными вопросами конференции 2016 года стали война в Сирии и миграционный кризис[2].

Естественно, не осталась без внимания такая важная социально-политическая проблема, как терроризм. В настоящее время террористическая угроза занимает одно из ведущих мест в списке мировых проблем[3]. Многие участники Мюнхенской конференции также затрагивали эту тему и выражали свои мысли по поводу необходимых мер для защиты мирового сообщества от терроризма.

Главным источником террористической угрозы на данный момент является Исламское государство (деятельность группировки признана экстремистской и запрещена на территории РФ). В своём выступлении госсекретарь США Джон Кэрри сделал акцент на том, что одержать победу над ИГ нельзя в одночасье. Однако он уточнил, что Барак Обама «полон решимости сделать так, чтобы на это не ушло слишком много времени»[4]. Где найти критерии оценки времени и определить, что подразумевается под «не слишком много» – остаётся только догадываться. Также Кэрри заявил, что данные об источниках финансирования ИГ позволили нанести экстремистам серьёзный ущерб. Уничтожение денежных каналов ДАИШ (так призывают называть ИГ депутаты Госдумы[5]) является частью антитеррористической политики США, отметил госсекретарь[6].

«Где найти критерии оценки времени и определить, что подразумевается под «не слишком много» – остаётся только догадываться»

О терроризме как о мировой угрозе говорил и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он отметил, что если не нормализовать ситуацию в Сирии, террор станет новым способом ведения войны «всех против всех». Одной из причин, которая замедляет процесс ликвидации Исламского государства, Медведев называл нежелание ведущих стран разрешить разногласия и объединиться. По его мнению, именно регулярная работа, слаженные и чёткие действия американских и российских военных помогут решить такие важные вопросы, как поставка гуманитарной помощи и разработка международного соглашения[7].

В ходе своего выступления на Министерской панельной дискуссии Мюнхенской конференции Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров тоже касался вопросов терроризма. Он считает, что до сих пор так и не удалось создать эффективный антитеррористический фронт, так как некоторые страны неспособны отложить в сторону вопросы, касающиеся их национальных интересов и реализации геополитических амбиций. Лавров также придерживается мнения о необходимости сотрудничества и установки приоритета на решение вопроса, касающегося всего мира, а уже потом на интересы каждой отдельной страны[8].

Для более подробного анализа терроризма как социально-политического явления, необходимо разобраться с его правовым понятием. В российском праве под термином «терроризм» понимается: «Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»[9]. Однако в международном праве нет унифицированного определения для данного термина.

Существует ряд международных документов, которые касаются юридической оценки терроризма, однако определения в них даются разные. Такое положение создаёт правовую коллизию и вызывает необходимость разработки общепринятого определения в первую очередь для повышения эффективности борьбы с мировой угрозой[10].

В своей резолюции 1624 (2005) от 14 сентября 2005 года Совет Безопасности призвал все государства принять ряд мер в связи с необходимостью «бороться с терроризмом во всех его формах»[11]. Но что есть формы терроризма? Какие организации являются террористическими? В каком объеме понимается этот термин разными государствами?

Перед Контртеррористическим комитетом (КТК), учреждённым резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности, принятой единогласно 28 сентября 2001 года (сразу после нападений 11 сентября), в Соединенных Штатах была поставлена задача по контролю за осуществлением вышеупомянутой резолюции, в которой странам предписывается предпринять ряд мер, направленных на укрепление их правовых и институциональных возможностей в области борьбы с терроризмом у себя дома, в своих регионах и во всём мире. В числе мер также введение уголовной ответственности за финансирование терроризма, безотлагательное блокирование любых средств, связанных с лицами, которые замешаны в террористических актах, непредоставление ни в какой форме финансовой поддержки террористическим группам и иные[12]. И опять же в резолюции нет пункта о чётком выделении критериев для унифицированной классификации понятия «терроризм».

«Что есть формы терроризма? Какие организации являются террористическими? В каком объеме понимается этот термин разными государствами?»

В качестве примера международного акта, который содержит определение «терроризма» можно назвать Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Там говорится, что терроризм – это любое деяние, которое направлено на причинение смерти или вреда здоровью, гражданскому лицу, равно как и планирование такого деяния, целью которого является запугивание населения и нарушение общественной безопасности[13].

В Договоре о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом даётся следующее определение: «“терроризм” – противоправное уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения»[14].

Тем не менее понятия, которые даются в этих и многих других актах, не являются общепринятыми, и из-за этого очень часто возникают проблемы на всех уровнях столкновения с терроризмом: начиная от задержания подозрительного лица и до взрывов самолётов международных компаний. К тому же при введении унифицированного понятия, возможно, отпадут взаимные обвинения многих государств по отношению друг к другу в осуществлении неправомерных атак.

Мировому сообществу действительно нужно понять и принять факт того, что для эффективной борьбы с террористической и экстремистской деятельностью необходимо создание унифицированных определений данных терминов. В первую очередь, это будет способствовать повышению уровня безопасности мирного населения. А уже впоследствии поможет окончательно ликвидировать террористическую угрозу.

 

Автор: Дарья Пашаева

Источник фото: http://www.mid.ru/

 

 

[1] 51-я Мюнхенская конференция по безопасности // http://ria.ru/trend/munich_conference_06022015/.

[2] Мюнхенская конференция по безопасности-2016 // http://ria.ru/trend/Munich_defense_conference_11022016/.

[3] О понятии терроризма в международном праве // http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2038:2013-04-22-07-32-42&catid=116:2011-09-19-12-34-31&Itemid=1.

[4] Керри: Россия должна поменять свой выбор целей в Сирии // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2665209.

[5] Межрелигиозный совет призвал именовать ИГ арабской аббревиатурой ДАИШ // http://ria.ru/religion/20150326/1054694741.html.

[6] Керри: Россия должна поменять свой выбор целей в Сирии // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2665209.

[7] Выступление Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции. Полный текст // http://tass.ru/politika/2665688.

[8] Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе Министерской панельной дискуссии Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Мюнхен, 13 февраля 2016 года // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2086892 .

[9] Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму».

[10] О понятии терроризма в международном праве // http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2038:2013-04-22-07-32-42&catid=116:2011-09-19-12-34-31&Itemid=1 .

[11] Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 18 января 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности. S/2008/29 // http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/212/79/PDF/N0821279.pdf?OpenElement.

[12] О контртеррористическом комитете // http://www.un.org/ru/sc/ctc/aboutus.html.

[13] Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Шанхай, 15 июня 2001 г. // http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1168301&subID=100064359,100064362#text.

[14] Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.).[:en] 

С 12 по 14 февраля в Германии проходила 52-я Мюнхенская конференция. Исторически складывалось так, что её участниками были представители оборонных ведомств, однако на данный момент конференция превратилась в международный форум по вопросам безопасности, в котором участвуют и представители военной элиты государства, и политики, дипломаты, а также различные общественные деятели[1]. Основными вопросами конференции 2016 года стали война в Сирии и миграционный кризис[2].

Естественно, не осталась без внимания такая важная социально-политическая проблема как терроризм. В настоящее время террористическая угроза занимает одно из ведущих мест в списке мировых проблем[3]. Многие участники Мюнхенской конференции также затрагивали эту тему и выражали свои мысли по поводу необходимых мер для защиты мирового сообщества от терроризма.

Главным источником террористической угрозы на данный момент является Исламское государство (деятельность группировки признана экстремистской и запрещена на территории РФ). В своём выступлении госсекретарь США Джон Кэрри, сделал акцент на том, что одержать победу над ИГ нельзя в одночасье. Однако он уточняет, что Барак Обама «полон решимости сделать так, чтобы на это не ушло слишком много времени»[4]. Где найти критерии оценки времени и определить, что подразумевается под «не слишком много» – остаётся только догадываться. Также Кэрри заявил, что данные об источниках финансирования ИГ позволили нанести экстремистам серьёзный ущерб. Уничтожение денежных каналов ДАИШ (так призывают называть ИГ депутаты Госдумы[5]) является частью антитеррористической политики США, также отметил госсекретарь[6].

«Где найти критерии оценки времени и определить, что подразумевается под «не слишком много» – остаётся только догадываться»

О терроризме как о мировой угрозе говорил и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он отметил, что если не нормализовать ситуацию в Сирии, террор станет новым способом ведения войны «всех против всех». Одной из причин, которая замедляет процесс ликвидации Исламского государства, Медведев называл нежелание ведущих стран  разрешить разногласия и объединиться. По его мнению именно регулярная работа, слаженные и чёткие действия американских и российских военных помогут решить такие важные вопросы как поставка гуманитарной помощи и разработка мирового соглашения[7].

В ходе своего выступления на Министерской панельной дискуссии Мюнхенской конференции Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров тоже касался вопросов терроризма. Он считает, что до сих пор так и не удалось создать эффективный антитеррористический фронт, так как некоторые страны неспособны отложить в сторону вопросы, касающиеся их национальных интересов и реализации геополитических амбиций. Лавров также придерживается мнения о необходимости сотрудничества и установки приоритета на решение вопроса, касающегося всего мира, а уже потом на интересы каждой отдельной страны[8].

Для более подробного анализа такого социально-политического явления как терроризм, необходимо разобраться с его правовым понятием. В российском праве под термином «терроризм» понимается: «Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»[9]. Однако в международном праве нет унифицированного определения для данного термина.

Существует ряд международных документов, которые касаются юридической оценки терроризма, однако определения в них даются разные. Такое положение создаёт правовую коллизию и вызывает необходимость разработки общепринятого определения в первую очередь для повышения эффективности борьбы с мировой угрозой[10].

В своей резолюции 1624 (2005) от 14 сентября 2005 года Совет Безопасности призвал все государства принять ряд мер в связи с необходимостью «бороться с терроризмом во всех его формах»[11]. Но что есть формы терроризма? Какие организации являются террористическими? В каком объеме понимается этот термин разными государствами?

Перед Контртеррористическим комитетом (КТК), учреждённым резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности, принятой единогласно 28 сентября 2001 года, сразу после нападений 11 сентября в Соединенных Штатах была поставлена задача по контролю за осуществлением вышеупомянутой резолюции, в которой странам предписывается предпринять ряд мер, направленных на укрепление их правовых и институциональных возможностей в области борьбы с терроризмом у себя дома, в своих регионах и во всём мире, в числе которых введение уголовной ответственности за финансирование терроризма, безотлагательное блокирование любых средств, связанных с лицами, которые замешаны в террористических актах; непредоставление ни в какой форме финансовой поддержки террористическим группам и иные[12]. И опять же мы не видим пункта о чётком выделении критериев для унифицированной классификации понятия «терроризм».

«Что есть формы терроризма? Какие организации являются террористическими? В каком объеме понимается этот термин разными государствами?»

В качестве примера международного акта, который содержит определение «терроризма» можно назвать Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Там говорится, что терроризм – это любое деяние, которое направлено на причинение смерти или вреда здоровью, гражданскому лицу, равно как и планирование такого деяния, целью которого является запугивание населения и нарушение общественной безопасности[13].

В Договоре о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом даётся следующее определение: «“терроризм” –противоправное уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения»[14].

Тем не менее понятия, которые даются в этих и многих других актах, не являются общепринятыми и из-за этого очень часто возникают проблемы на всех уровнях столкновения с терроризмом: начиная от задержания подозрительного лица и до взрывов самолётов международных компаний. К тому же, при введении унифицированного понятия, возможно, отпадут взаимные обвинения многих государств по отношению друг к другу в осуществлении неправомерных атак.

Мировому сообществу действительно нужно понять и принять факт того, что для эффективной борьбы с террористической и экстремистской деятельностью необходимо создание унифицированных определений данных терминов. В первую очередь, это будет способствовать повышению уровня безопасности мирного населения. А уже впоследствии поможет окончательно ликвидировать террористическую угрозу.

 

Автор: Дарья Пашаева

Источник фото: http://www.mid.ru/

 

 

[1] 51-я Мюнхенская конференция по безопасности // http://ria.ru/trend/munich_conference_06022015/.

[2] Мюнхенская конференция по безопасности-2016 // http://ria.ru/trend/Munich_defense_conference_11022016/.

[3] О понятии терроризма в международном праве // http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2038:2013-04-22-07-32-42&catid=116:2011-09-19-12-34-31&Itemid=1.

[4] Керри: Россия должна поменять свой выбор целей в Сирии // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2665209.

[5] Межрелигиозный совет призвал именовать ИГ арабской аббревиатурой ДАИШ // http://ria.ru/religion/20150326/1054694741.html.

[6] Керри: Россия должна поменять свой выбор целей в Сирии // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2665209.

[7] Выступление Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции. Полный текст // http://tass.ru/politika/2665688.

[8] Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе Министерской панельной дискуссии Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Мюнхен, 13 февраля 2016 года // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2086892 .

[9] Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму».

[10] О понятии терроризма в международном праве // http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2038:2013-04-22-07-32-42&catid=116:2011-09-19-12-34-31&Itemid=1 .

[11] Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 18 января 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности. S/2008/29 // http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/212/79/PDF/N0821279.pdf?OpenElement.

[12] О контртеррористическом комитете // http://www.un.org/ru/sc/ctc/aboutus.html.

[13] Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Шанхай, 15 июня 2001 г. // http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1168301&subID=100064359,100064362#text.

[14] Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.).[:]