«Идеи, достойные распространения» — узнаваемый, обожаемый и обнадеживающий слоган интеллектуальных конференций некоммерческого американского фонда TED. Зрители по всему миру знают: если тебе интересна какая-нибудь тема, скорее всего, на ее счёт уже высказались спикеры TED.
Этот небезызвестный фонд активно распространяет не только идеи, но и свое влияние – во многих странах, помимо США, команды энтузиастов, получившие лицензию TED, проводят свои, относительно независимые обмены идеями – TEDx. Формат похож, антураж соответствующий, но организаторы двух видов одной по сути конференции всё равно упорно подчеркивают свою абстрактную различность. И даже соревнуются в количестве просмотров на Youtube. До недавних пор лидировал ролик TED – сэр Кен Робинсон убеждал нас в том, что школы подавляют креативность в детях — более 40 млн просмотров в 160 странах за 11 лет. Но битбоксер из Австралии Том Там, представляющий TEDx, смог набрать более 60 млн просмотров всего за 4 года! Так TEDx выиграла маленькое локальное сражение. Но, конечно, никакого агрессивного соперничества не существует – ведь на обеих конференциях люди лишь делятся своими мыслями и идеями в максимально умиротворяющей обстановке, под прицелом внимательных взглядов зрителей и под аккомпанемент их согревающих аплодисментов.
Россия не остается в стороне от всемирного обмена идеями – практически ежегодно команды организаторов просят глобальный TED о лицензии, получают её и проводят локальные мероприятия. Кстати, если хотите организовать TEDx, вам сюда. Последним из российских событий стала конференция TEDxSadovoeRing Women, объединившая талантливых женщин из разных сфер – от футбола до тканевой инженерии – которые рассказывали о мостах в своей жизни, в деле своей жизни, между людьми своей жизни. Почему о мостах? Так звучит глобальная тема выступлений на TED и TEDx, интерпретировать которую каждый спикер в каждой стране на каждой конференции может по-своему. Мосты – это связь, объединение, единство и единение, это попытка найти общее в различном и возможность сблизиться с кем-то, кого раньше совершенно не знал.
Мосты строили:
Имя: Екатерина Шульман
Род деятельности: политолог, специалист по проблемам законотворчества.
Мосты: между высоким Средневековьем и XXI веком.
«Раньше время было медленное, уютное и тихое,
а теперь оно бурное и практически непосильное»
Говорила о:
- Врагах политологии: не дураки и дороги, а персонализация и исторические аналогии. Персонализация превращает политические процессы в россыпь случайностей. А люди являются лишь представителями, выразителями интересов институтов, но не определяют их. Аналогии плохи, потому что любые параллели между нынешним историческим моментом и любым другим отрицают развитие.
- Сходствах между Высоким Средневековьем (XI—XIV века) и современностью. Они, собственно, следующие:
- экономические, политические и другие ресурсы сконцентрированы в городах и городских агломерациях;
- образ жизни под условным названием «Хождение на работу на массовые производства» постепенно сходит на нет. Люди предпочитают работать дома или где придется. В эпоху Высокого Средневековья человек также не имел фиксированного рабочего дня и офиса, но постоянно был занят.
- новая роль религии. Убийства за идею стали казаться более понятными, хотя мы, наверное, не хотели бы до такой степени хорошо их понимать.
- образование все больше приравнивается к воспитанию. Университет дает лишь базу, остальное мы добираем, учась всю оставшуюся жизнь.
Бонус (предсказание): Екатерина передала, что мы можем не переживать – ведь даже если и роботы вытеснят часть людей из профессий, то эта часть а) скорее всего, будет невелика, б) сможет поменять квалификацию на такую, в которой роботы не смогут конкурировать с человеком.
Имя: Алла Филина
Род деятельности: детский (в основном) футбольный тренер.
Мосты: между родителями и детьми.
«Моя мечта – проснуться в мире, где мы перестанем всё решать за своих детей и рассказывать, что они должны»
Говорила о:
- идеальном ребенке (по мнению родителей) — это малыш, который где-то там, в углу, незаметно сидит за столом и выполняет невероятно сложные экзотические задания. Главное – он не мешает родителям жить.
- значении игры в жизни ребенка. Дети все время хотят играть. В игре каждый ребенок может найти себе место, вести себя так, как он не может позволить в обычной жизни под контролем и нажимом взрослых. Которые, кстати, совсем разучились играть с детьми.
- о счастье для ребенка – это настоящее, здесь и сейчас. Дети не планируют, не прогнозируют, они живут сегодняшним днем.
- о любви детей к футболу. Однажды мальчик Матвей выразил свою любовь к папе через любовь к футболу: «Папа, я люблю тебя, как…бутцу!»
Бонус (о том, как делать не надо): однажды мы видим в ребенке какую-то способность. Раз, и он уже 5 раз в неделю ходит в музыкальную школу. Если бы он знал, к чему приведет его игра на ксилофоне в 3 года, он бы вообще к нему не подошел.
Имя: Екатерина Шишацкая
Род деятельности: биофизик, изучает и разрабатывает тканевую инженерию.
Мосты: между новыми технологиями и здоровьем человека.
«Не надо болеть и умирать, надо просто расширять ареал обитания»
Говорила о:
- ограниченности ресурсов – не умирает такое количество людей, чтобы их органы помогли восстановить здоровье живущих.
- возможностях организма – органу можно дать искусственный каркас, своеобразную матрицу, по которой он будет самостоятельно восстанавливаться.
- особенностях искусственных веществ, используемых в тканевой инженерии. Главные их свойства – биосовместимость и биоразрушаемость, то есть вещество должно растворяться внутри организма после того, как этот самый организм использует его для восстановления. Это пока возможно, однако, не для всех органов: например, при операциях на сердце биоразрушаемые материалы не используют.
- людях и врачах – люди никогда не бывают довольны качеством лечения.
- основной черте характера исследователей – они ищут ответы на вопросы там, где этих ответов нет, и умудряются их найти.
Бонус (о мечте и шуточных последствиях): сейчас на 3D принтере можно напечатать отдельные кости. Мечта Екатерины — напечатать целую искусственную руку. Однако есть вероятность возникновения проблемы. Например, студент в лаборатории перепутал фенотипы волосяных фолликулов. Рука готова, а человек недоволен – на одной руке волосы рыжие, а на другой – черные.
Имя: Нюта Федермессер
Род деятельности: общественный деятель, основала фонд помощи хосписам «Вера».
Мосты: между людьми уходящими и остающимися.
«Без боли мы не думаем перед смертью о смерти – мы думаем о жизни»
Говорила о:
- мыслях людей перед смертью – большинство журналистов первым делом интересуются у Нюты (обязательно скорбным голосом), о чем же люди думают перед смертью. Думают о тех, кого любят, или о тех, кого любили когда-то, к кому предстоит вернуться.
- отношении к уходу из жизни — раньше люди готовились к уходу из жизни, теперь редко в каких семьях об этом говорят. Между тем, говорить надо, и говорить с детьми о смерти тоже, но на их языке. Например, через смерть домашнего животного или игрушки. Тогда в будущем, при столкновении с реальной смертью, уже выросшему ребенку будет не так страшно и больно.
- пяти главных вещах, которые нужно успеть сказать друг другу: «Ты мне очень дорог/а», «Я тебя люблю», «Прости меня», «Я тебя прощаю», «Я с тобой прощаюсь».
- своём отце, его любви к Шнитке и о Шуфутинском – чтобы понять любовь папы Нюты к классической музыке, можно просто оценить оговорку в его завещании: «Написано мной в состоянии трезвого ума и памяти под звуки классической музыки». А когда он готовился к уходу, семья была рядом, его спросили, какую музыку-то включить. Отец разговаривать уже не мог, только кивать или закрывать глаза. Решили выбирать по алфавиту — Ч – Чайковский, Р-Рахманинов, Ш – Шнитке… Он глаза прикрывает в знак согласия, и тут из-за ширмы, которой отделены пациенты в палате, раздается: «Шуфутинский!». И тут папа Нюты еле-еле, но твердо произносит: «Не Шуфутинский.»
- о том, как мы можем контролировать время своего ухода – люди непостижимым образом чувствуют, когда они прожили то, что хотели. У одной молодой женщины было заветное желание – прикоснуться к Цискаридзе. Через 2 дня после озвучивания ей этого желания он приходит в хоспис с огромным букетом роз. Для этой женщины. Она счастлива. Он уходит, а вечером она неожиданно для всех умирает, хотя по состоянию была стабильна.
Бонус (история): «Жила-была баба Маня из деревни Никитино Ярославской области, умерла в 104 года. Часто ходила по деревне и рассказывала про колхозы, совхозы, революцию…все пропускали ее слова мимо ушей. Однажды я прислушалась: что-то интересное. А она и говорит: «Нюта, милый мой, ты подумай: Алеша мой помер, мне 21 год был, я беременная осталась. Он на войну ушел, там помер. Я молодая была, у меня коса… Нюта, как ты думаешь, я к нему попаду молодухой или вот с такой жопой обвисшей?»
Имя: Вера Полозкова
Род деятельности: поэт, актриса
Мосты: между творцом и обществом, в котором он творит
«Хорошо, что однажды люди меня литературно похоронили. Это значит, что для них я хотя бы литературно родилась»
Говорила о:
- о скрытом сокровище — у суфиев есть теория о том, почему Бог создал человека по образу и подобию своему. Бог сам о себе ничего не знает, это для того, чтобы увидеть себя со стороны. Ему нужен другой, чтобы в нем отразиться. Есть причта о Давиде, который однажды спросил Бога, зачем тот создал мир, и Бог ответил: «Я был скрытым сокровищем, и я захотел стать явным».
- о творчестве и моменте счастья – момент истинного, безумного счастья – это тот самый момент, когда то, что скрыто, что терзало, мучило и требовало выхода, становится явным.
- о контракте общества с творцом – с одной стороны, общество требует подробнейшего отчета – регулярного, постоянного, исчерпывающего – обо всех его поисках, озарениях, находках внутри самого творца. Оно жаждет нового, жестко отчитывает художника за самоповторы, за компромиссы, за умолчания, за периоды долгого бездействия… На самом деле, никакой правды о себе оно не хочет. Оно хочет, чтобы было красиво, утешительно, чтобы можно было изойти слезами светлой грусти, и главное – что уже хорошо известно. Все остальное жестоко карается, поэтому все поиски на творческом пути связаны с большими опасностями.
- о литературном самоубийстве – долгожданное литературное самоубийство Веры было ей самой зарегистрировано едва после выхода первых сборников ее стихов. Тогда часть читателей её литературно похоронили.
- о признании творца — вряд ли кто озаботится отстаиванием места творца в иерархии. Все станет ясно с уходом – буквально те же самые люди, которые писали о том, как стыдно быть творцом каждую минуту его жизни, изойдут сладкими слезами по поводу того, что этот творец был в их жизни, и какой он великий.
Бонус (послание): «Вам кажется, что профессиональная экспертиза, оценка – важная часть вашей работы, вы должны с этим согласиться, должны проверять, что там на другой стороне…На самом деле, нет. Нас учили не доверять себе ни в чем и сомневаться в каждом своём успехе, но правда в том, что только вы знаете, как идет ваш творческий процесс, и к чему он должен привести, что внутри вас ищет выхода. И, строго говоря, у вас внутренний контракт только с этим – с внутренней глубиной, правдой. А цель только одна – из скрытого сокровища стать явным, и чтобы ничто на этом пути не смогло вас сбить, отвлечь и переубедить».
А теперь важная информация для всех, кто хотел, но не попал, не хотел и захотел, пропустил и слегка и интересуется и других: следующий отечественный TEDx пройдет уже 27 ноября, спикеры крутые, сами проверьте вот тут!
Автор: Анна Чеботарёва
Фотографии предоставлены организаторами