В первый день августа образовательный форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» завершил одну из своих антишкол — творческую антишколу новой визуальной культуры. Первый офлайн форум в России после пандемии собрал на побережье Крыма молодых художников, арт-критиков и начинающих кураторов. Они жили в небольших домиках, стоящих на одном из многочисленных холмов Судака, в перерывах между занятиями бегали купаться в море, по вечерам задерживались в мастерских и, конечно, пели песни у костра. Кругом было постоянное действие, движение: словно в большом мегаполисе, в «Тавриде» постоянно кипела жизнь. Чувствовался запах краски и соленой морской воды, ощущалось, как рождаются новые идеи.

В такой атмосфере участники боролись за гранты, искали вдохновение, учились создавать большие проекты и выставки, собирать команду и проводить фестивали, а главное — узнавали, как правильно выстраивать отношения с людьми. “Таврида” опровергает известный стереотип о том, что soft skills нельзя научить, а вместе с тем открывает молодым людям дорогу в индустрию.

Soft skills — это навык, связанный не столько со знаниями, сколько с умением взаимодействовать с коллегами, презентовать себя, правильно преподносить свою работу. О его важности рассказывает Ася Баскаева, куратор антишколы новой визуальной культуры. 

Ася Баскаева, куратор антишколы

“Всем почему-то кажется, что «Таврида» создана, чтобы прокачивать hard skills, чтобы научить человека делать что-то новое и как-то по-новому”, — говорит она. “Но по факту мы все понимаем, что за такой короткий промежуток времени (антишкола длится неделю — прим. ред.) ты можешь дать человеку только какой-то заряд, импульс, вдохновить его, подсказать ему верное направление или парадигму развития. Сюда приезжают люди, которые дают участникам большое количество эмоционального, идейного, контекстного заряда. Мы надеемся, что те, кто прослушали наши курсы, в дальнейшем смогут, используя все средства, доступные им, вырастить свою идею в более серьёзную для себя линию развития”.

Самый главный результат, который я надеюсь получить, это как раз прокачать людей в их soft skills, дать им дополнительные навыки, которым не учат

Помогают участникам развиваться и расти в нужном направлении эксперты из разных областей российского современного искусства. Это, например, директор музея МАНИ Елена Куприна-Ляхович, основатель фонда “Искусство в науке” Елена Ковылина, арт-директор Omelchenko Gallery Анастасия Омельченко. “Моей задачей было предоставить определенную базу знаний по разным направлениям”, — говорит Ася Баскаева, когда речь заходит о принципе, по которому отбирались эксперты. У нас есть стрит арт проекты, “Стенография” (международный фестиваль уличного искусства, проводится в Екатеринбурге с 2010 годаприм. ред.) вот приехала, а это крутейший из крутейших стрит артовых проектов в России. Плюс это очень важное региональное событие, ведь зачем лукавить, все знаем, что большинство событий сконцентрированы в Москве. Сейчас все стремятся от этого уходить, и это очень круто. Также приехал Винзавод. Они делают программу в регионах, посвященную арт критике. И вот таких партнеров, людей, которые занимают определенную нишу в мире изобразительного искусства, я и стремилась приглашать. Людей, которые могут делиться знаниями. Людей, которые готовы посвящать свое время. Готовы, кстати, не все, но кто не готов — не беда, может, потом они присоединятся. Но на данный момент на площадке находятся люди, которые откликнулись на наш призыв развивать российское искусство, в том числе и искусство региональное”.

Каких результатов следует ожидать от обучения “гибким навыкам” на “Тавриде”? Куратор программы видит это так:

“У молодых людей нет навыка самопиара, они не очень понимают, как строится взаимодействие художник — галерея, художник — музей, художник — куратор. Это относится еще и к арт критикам, теоретикам, молодым кураторам. Они тоже учатся этим вещам. Например, как создать выставку с нуля. У нас здесь есть курс, который рассказывает об этом прямо поэтапно. Первый день, второй и так далее. Прослушав, ты можешь понять, за что тебе браться сразу — это soft skills, которые теперь у тебя. Если есть талант, какое-то желание и видение, но нет знания, каким именно образом шаг за шагом реализовать свою историю, то здесь мы это даём. Самый главный результат — помочь людям развить этот навык, чтобы, возвращаясь домой, они уже могли осознанно двигаться по определенным направлениям, которые они выбрали, используя все приобретённые знания. Конечно, мы даём дополнительную информацию в разных ключах: какие-то техники, приемы, но это не главная задача “Тавриды”. Главная задача “Тавриды” — создать для участника новую возможность, исходя из его собственных новых дополнительных навыков, которых ему не хватает”. 

Кроме того, “Таврида” предлагает своим участникам грантовую поддержку: “На свой проект можно выиграть до полутора миллиона рублей. Если, конечно, у тебя есть хорошо прописанный концепт, с ясностью и четким пониманием, зачем ты это делаешь и как это будет реализовано”. Помимо денег форум предоставляет и кое-что не менее ценное — это возможность найти команду и обзавестись полезными контактами. Так, например, Дмитрий Ханкин, возглавляющий одну из старейших галерей Москвы “Триумф”,  пять часов подряд слушал портфолио ревью участников. По итогам, некоторым из них он предложил сотрудничество. “Это такой шанс, который многие люди годами не могут получить” — добавляет Ася Баскаева.

Продолжая разговор об уникальных возможностях на “Тавриде”, Ася перечисляет имена директоров крупнейших российских музеев, которые подключаются на онлайн сессии: Мария Лошак, Зельфира Трегулова, Антон Белов, Ольга Свиблова, Павел Пригара. “Эти люди два часа рассказывали, например, что такое взаимоотношения художника, работающего сейчас, и институции. У многих же есть такое мнение, что в музей попадают только после смерти. На самом деле, это не так, тем более, что сейчас идёт тенденция включения современного искусства в классические музеи. И вот мы рассказывали о взаимоотношении действующего художника и институции на таком уровне. Это бесценные знания”.

Участники же, соскучившиеся по живому общению за месяцы карантина, радуются возможности именно поговорить с экспертом. 19-летняя художница из Татарстана Камилла попала на “Тавриду” в поисках вдохновения для будущего проекта. Выходя с лекции, она делится своими впечатлениями: “Наверное, я еще никогда так много не говорила на интересующие меня темы”.

Для меня “Таврида” — это непрерывный диалог, — говорит художница, — причем тебя на этот диалог наводят, хотят, чтобы ты общался, постоянно взаимодействовал. И я правда чувствую, как вливаюсь в индустрию

Вновь открывший свои двери арт-кластер “Таврида” как бы говорит, что долгое карантинное затишье закончилось, и совсем скоро российская арт сфера засияет новыми молодыми деятелями и их проектами.  

Автор: Злата Лиман