27 июня состоялась онлайн конференция «AРТtalk. Искусство после», которая подарила возможность пообщаться с представителями креативных индустрий и обсудить тему будущего в современном искусстве. Мы поговорили о перспективах галерейного дела в нашей стране с Дмитрием Ханкиным – основателем галереи «Триумф», которая прошла путь от модели исключительно коммерческой организации до крупнейшей институции, успешно сотрудничающей с крупными российскими и зарубежными художниками.

Дмитрий, со времени основания галереи «Триумф» прошло 14 лет. Как за это время, по вашему мнению, изменились зрители, художники и сами галеристы?

Неожиданно прошло (смеётся). Мы открывались как супер-коммерческая галерея, делалось это как бизнес, но теперь мы переросли стадию извлечения денег, стали важнее другие вещи. То есть мы прикидываемся коммерческой галереей, маскируемся под неё, на самом же деле это скорее институция. Поскольку мы работаем исключительно по своим устремлениям, по своей методологии. Сейчас галереи в принципе претерпевают мощный кризис трансформации.

Каким всё же вы видите образ успешной галереи в России?

Успешная галерея, прежде всего, не производит много денег. Скорее, это успешно реализованное хобби её владельца. Причём дорогое хобби. Это галерея с пулом успешных художников, это галерея, производящая ломовой продукт как продюсер. Это галерея, в том числе, позволяющая себе роскошь поднимать зарплаты её сотрудникам, у которой есть кураторский борд именно штатных сотрудников. Успешная галерея должна быть производящей: тексты, книги, фильмы; о себе, о времени, о художниках, о ситуации. Вот, на мой взгляд, успешная галерея.

Успешная галерея должна быть производящей: тексты, книги, фильмы; о себе, о времени, о художниках, о ситуации

Сейчас стало модным делать «виртуальные галереи», как вы относитесь к дистанционному способу поглощения зрителем изобразительного искусства? Не убьёт ли это галереи совсем?

Я не имею ничего против этого, но позволяю себе не следовать моде. Триумф, например, это классическая оффлайновая история. Ведь современное искусство – это не развлечение, а работа для тех, кто его потребляет. Если его поглощение кажется отдыхом, то на самом деле это не то.

Если вы приходите смотреть современное искусство, вы приходите трансформировать простую энергию в значительно более сложную, в энергию мыслительных процессов. Постижение современного искусства — это работа личности, которую развитая личность должна проделать над собой.

Какой стратегии вы придерживайтесь в выборе художников, которые у вас выставляются?

Личный произвол, ну или компромисс. То есть чаще, конечно, это обмен идеями, некая игра. Но иногда я, конечно, показываю то, что нам нужно или то, что нас просят показать, например, большие музеи. Или иногда мы показываем только часть некоего большего выставочного процесса. Но это всегда должно быть личное наше принятие или непринятие – вот, в чем произвол.

Дмитрий Ханкин на конференции ARTtalk вместе с Еленой Куприной-Ляхович, основательницей MosArtSchool, куратором, директором музея МАНИ, и Егором Кошелевым, художникаом преподавателем МГХПА им. С. Г. Строганова, лауреатом премии Strabag (2012).

Получается, последнее слово за вами?

Это не совсем линейная схема, выставки – это сложно менеджерируемая и сложно предсказуемая система. Здесь важны отношения меня и кураторов, кураторов и художников, художников и художников. Например, я могу искать в пару нашему художнику для выставки художника иностранного. Но нет, лично на себя я не беру функционал собственно куратора. Для этого есть специальные люди. Я слушаю тех, кто у меня работает. И даже часто показываю то, что просто является коллективным решением сотрудников.

Постижение современного искусства — это работа личности, которую развитая личность должна проделать над собой

Кризис, вызванный пандемией, по вашему мнению, станет толчком для развития искусства?

Я против подобных высказываний. Они не отражают реальность.

Получается, кризис в настоящее время – это снижение потребления нефти и котировок люксовых брендов. Здесь всё ретроградно вернется. С пандемией всё самое интересное ещё впереди. Тут каждый из нас сам должен спросить, а были ли действительно какие-то переломы…

В одном из своих интервью вы упоминали, что в Корее многие банки и компании поддерживают художников, в том числе помогают выставляться за рубежом. Какой главный ресурс есть у молодого, но перспективного художника в России, который мог бы помочь стать успешным и узнаваемым?

Коллаборация с большими брендами, конечно, никому не мешает. И здесь, в нашей стране, всё-таки это есть. Но я верю в один другой главный ресурс – оказаться в нужном месте и в нужное время. И вообще, если суждено, к тебе придут.

Должны ли, по-вашему, частные галереи наряду с бизнесом других отраслей получать адресную поддержку от государства?

Ни в коем случае. Вообще к галереям не нужно подходить как к бизнесу. Это дорогое хобби. И оно должно быть отдельно от государства.

С пандемией всё самое интересное ещё впереди

Если взять галерею частную и государственную, их концепт будет отличаться?

Могу привести в пример государственную галерею на Солянке. Там показывают современное искусство, выставлен жёсткий разносторонний контент, он разный: и западный авангард и восточный. На это тратит деньги государство. Прекрасная галерея. Они ничем не хуже и не лучше любой другой.

«Триумф» пытался заниматься экспортной работой художников, однако сейчас оффлайн мероприятия на время вряд ли будут возможны, то есть массовые биеннале отложены на непонятный срок, как такая ситуация скажется на развитии арт-рынка в целом?

Мы занимаемся экспортом всегда. Настолько, насколько это возможно. Но сейчас мы не очень ожидаемы за рубежом. Потому что Крым наш, потому что все прочее… русские по этим причинам за рубежом токсичны. Проще хлопнуть дверью перед русским художником, чем перекрыть газопровод.

Меня, кстати, это не заботит. Значит, будем работать быстрее и лучше других.

Какими вы сейчас видите способы преподнесения работ зрителю?

Правильная упаковка, сопредельность мыслей, чтобы не нужно было объяснять контекст, чтобы он был понятен всем. Чтобы сам изобразительный язык был понятен. И чем сложнее ситуация с прорывом на внешние рынки, тем больше ответственности на тех, кто этим занимается. На нас, в частности.

Сильно ли зритель за рубежом отличается от зрителя в нашей стране?

Зарубежье очень большое, а страны разные.

Возьмем тогда, к примеру, Францию.

Старая цивилизация и культура. Дети с первого класса ходят в музей и изучают современное искусство, для них это нормально. В России это, скорее, исключение. Но пройдет лет 10-15 и будут другие люди, то есть это лечится. Сейчас вообще поколение просвященее, образованее, глобальнее предыдущего. И этого уже не отнять, даже если очень захотеть.

В таком случае, какие же у нас перспективы?

Всё-таки мы живем в ситуации, которая называется «экономика ошибок» — ни один из прогнозов толком никогда не сбылся, и не хочется плодить прогнозы, которые не сбудутся. Поживем – увидим. Для этого стоит жить долго и в полном ментальном здоровье.

Автор: Виктория Смирнова
Фото предоставлены организаторами конференции ARTtalk