В Рунете на рубеже двухтысячных ходила байка про четырех студентов, которые решили проверить, следит государство за деятельностью граждан или нет. Месяц они обменивались шифрованными сообщениями, изображая переговоры террористической группировки. Сотрудники ФСБ отвезли студентов в лес, заставили вырыть себе могилы и только потом отпустили. «Вы пошутили – мы пошутили».

Сегодня проблема конфиденциального общения в социальных сетях и в мессенджерах снова встала остро. Спецслужбы с интересом читают не только популярные Телеграм-каналы, но и личные чаты.

Степень государственного контроля над информационным полем возрастает. А все началось с Федерального закона от 06.07.2016 N374-ФЗ или «Пакета Яровой». Кроме того, значимыми для информационного законодательства стали поправки к Закону «О связи», дополнения в КоАП, а также изменения в Законе  «Об оперативно-розыскной деятельности».

Изменения, внесенные в ст.64 ФЗ «О связи», обязывают операторов хранить информацию о фактах приема сообщений в течение 3 лет, а само содержание сообщений – в течение 6 месяцев с момента получения. Также операторы связи должны предъявить эту информацию органам, осуществляющую оперативно-розыскную деятельность. Соответствующие поправки внесены и в Закон «Об информации».

«Осуществляться сбор информации будет с использованием модернизированной СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), производимой компаниями «Норси-транс», «Основа лаб», НЦИ и «Специальные технологии»

Часть 1 статьи 46 дополнена требованием прекратить обслуживание пользователя, если фактическая информация о его личности не совпадает с указанной в абонентском договоре. Это элемент борьбы с анонимностью, которая продолжается и в настоящее время. В Государственной Думе 24 мая 2017 года был внесён на рассмотрение Законопроект № 184222-7, который СМИ окрестили Законом «О мессенджерах».  В Законопроекте предлагается «обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети Интернет, которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». Говоря прямо, законопроект запрещает анонимную переписку.

Здесь также необходимо вспомнить о пункте 1 части 2 Ст. 13.31 КоАП, который налагает на операторов ответственность представить «информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений».  То есть, все мессенджеры должны передавать ключи для расшифровки сообщений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Источник изображения: http://ru-an.info

Эффективность принятых мер вызывает вопросы. Блокировки Роскомнадзора на данный момент несложно обойти. Но вполне вероятно, что за установлением «слежки» в Telegram последует появление на рынке медиапродуктов особенного российского мессенджера. Мессенджера, за созданием которого будет стоять личность, обладающая внушительным политическим весом.

После подписания «пакета» Мегафон оценил затраты на выполнение указанных требований. Это 500 млрд. рублей при годовой выручке компании в 300. Директор Северо-Западного филиала компании Павел Корчагин отмечал: «Реализация антитеррористического пакета поправок Яровой потребует колоссальных затрат, в том числе на закупку оборудования, которое обеспечит хранение информации. В целом по отрасли это более 2,2 трлн».

Очевидно, что на данный момент требования ФЗ в полной мере невыполнимы. Уже появилась информация о том, что Минкомсвязи требует пока только «точечного хранения» – не всего содержимого данных, а их части. Осуществляться сбор информации будет с использованием модернизированной СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), производимой компаниями «Норси-транс», «Основа лаб», НЦИ и «Специальные технологии». Тем не менее, операторы «Большой четверки» жалуются, что их обращения в данные компании с просьбой предоставить пилотные модели для тестирования или хотя бы характеристики этого оборудования остаются без ответа.

«Но вполне вероятно, что за установлением «слежки» в Telegram последует появление на рынке медиапродуктов особенного российского мессенджера. Мессенджера, за созданием которого будет стоять личность, обладающая внушительным политическим весом»

По информации Ведомостей, представители «Вымпелкома» и «Мегафона» летом 2017 года предупреждали, что реализацию поправок придется отложить из-за отсутствия подзаконных актов и невозможности протестировать оборудование для сбора и хранения информации. МТС собирается «обкатать» всё на том оборудовании, которое у них есть.

***

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» также приведен в соответствие с новым взглядом законодателя. Список оперативно-розыскных мероприятий в ст.6 дополнен пунктом 15 – получение компьютерной информации. Занятно, что определение компьютерной информации в российском законодательстве находится в примечании к ст.272 УК РФ: «Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи». Таким образом, под определение попадает любой обмен информацией с использованием техники.

Источник изображения: ru.neospy.net

В статье 7 того же Федерального закона изложены основания, по которым человека можно прослушать. Это не только наличие заведенного уголовного дела, но и обширный список других оснований среди которых, к примеру, есть:

  • признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния;
  • запрос, направленный в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», или другими НПА РФ в области противодействия коррупции;
  • принятие решения о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданами, замещающим или претендующими на замещение государственных должностей;
  • поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Оснований много, но возможности оперативных органов существенно ограничиваются условиями проведения ОРМ, закрепленными в статье 8 ФЗ. В соответствии с ней ограничить конституционное право гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений можно, как и закреплено в Конституции, только на основании судебного решения. Обязательным условием является и то, что предварительное следствие не производится в отношении преступлений легкой тяжести, если на то нет специального письменного указания прокурора.

В крайнем случае, когда есть угроза совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также угроза государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, ОРД могут производиться с обязательным оповещением суда в течение 24 часов и мотивированном постановлении одного из руководителей силового органа.  В течение 48 часов судебное решение должно быть получено. Полученные результаты ОРД могут являться основанием для возбуждения нового уголовного дела.

De facto, силовые органы имеют возможность прослушать каждого и прочитать переписку в любом мессенджере. De jure, все не так однозначно. Является ли, к примеру, политический активизм (а именно общение в чате на политические тематики) угрозой безопасности РФ? Для силовых органов такого вопроса не возникнет.

Автор: Дмитрий Кальченко

Источник главного изображения: www.dailydot.com