В рамках проекта Global education futures 2015 — 2035 Павел Лукша и Дмитрий Песков пришли к выводу, что ближайшее двадцатилетие будет эпохой радикальных перемен в образовании. Эта сфера долго была максимально отстранена от изменений в обществе. Но теперь ситуация меняется.

Основным источником этих перемен стала не сама система образования, а смежные с ней отрасли: информационные технологии, медицина и финансы. Разбираемся, какова роль образования сегодня и что есть образование будущего.

Тот, кто контролирует систему образования, определяет будущее страны

Образование по своей природе крайне консервативно. Во все времена оно менялось только под давлением внешних обстоятельств, но эти изменения всегда были необходимы. Они позволяли перестроить общество под новые задачи. 

Например, сначала в мировое разделение труда, а затем и в глобальную политическую сферу в качестве новых стран-участников вступили быстроразвивающиеся страны (emerging economies): Китай, Индия, Бразилия, страны Арабского мира, Юго-Восточной Азии. Чтобы иметь возможность полноценно конкурировать с другими государствами за рынки и политическую повестку, они практически с нуля начали создавать у себя систему образования по модели промышленно развитых стран.

Источник: доклад Reengineering Futures

В 2007 году немецкий генерал Герд‑Хельмут Комосса выпустил мемуары, в которых рассказал о так называемом Канцлер-акте. Суть его в том, что руководители Германии обязуются согласовывать с американцами основные направления внутренней политики и развитие системы образования. 

И это неудивительно. Тот, кто контролирует систему образования, определяет будущее страны. Как говорил «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, сыгравший ключевую роль в развитии Германии, «войны выигрывает школьный учитель и приходской священник», так как именно они готовят будущее поколение для будущего..

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать.

Уинстон Черчилль

Инвестируйте в людей, а не в компании

В XXI веке главным ресурсом государства и общества является человеческий капитал, и именно создание эффективных образовательных организаций позволяет стране развиваться. Государство продолжит играть главную роль при определении содержания национальных образовательных систем.

В ходе развития образовательных процессов государства активно инвестировали (а в развивающихся странах — продолжают инвестировать) инвестиции в запуск и поддержание институтов базовой и профессиональной подготовки, как например, спецшколы и техникумы по подготовке кадров для IT-компаний. 

Многообещающие молодые люди реализуют свои амбиции гораздо чаще, чем многообещающие проекты

В странах, где институты базовой и профессиональной подготовки (США, Великобритания, Япония, Австралия) работают долго и успешно, появляется все больше новых моделей для воспитания и поддержки “талантливых” детей. Такой идеей в 2013 году оказался Upstart  — сеть, предлагающая возможность прямых инвестиций в перспективных талантливых детей. Им тут же заинтересовались ведущие венчурные инвесторы США.

Источник: доклад Reengineering Futures

Модель Upstart —  фандрайзинговая платформа, которая позволяет вложить в талантливого ребенка до 200 тыс. долл., который он может потратить на своё образование или на предпринимательский проект. В течение 5 или 10 лет юный талант обязуется ежегодно отдавать инвестору оговоренный процент своего дохода — но только с суммы, превышающей прожиточный минимум (определенный в 30 тыс. долл. годового дохода).

Школа, как естественный государственный институт, гораздо больше зависит от общественной атмосферы, чем искусственной педагогической атмосферы в её стенах.

Х. Ортега-и-Гассет

Модель, очевидно, выгодна для обеих сторон.  Молодой талант получает возможности, которых иначе не могло быть (например, на выгодных условиях профинансировать свою учёбу в лучшем университете), а инвестор — практически гарантированный доход, поскольку многообещающие молодые люди реализуют свои амбиции гораздо чаще, чем многообещающие проекты. Да и отследить потенциал таланта зачастую проще.

Вне зависимости от судьбы одного конкретного проекта Upstart прямые инвестиции в таланты — это новый и важный для образования тренд.

3. Альтернативное образование — перерождение классического?

Качественные образовательные системы могут существовать только внутри развитых сфер государства – экономических, политических и культурных. Без развития инфраструктуры просвещения невозможно развивать «образование будущего». В итоге сейчас образовательные учреждения, в том числе школы, университеты, музеи и библиотеки стали одними из интереснейших объектов в городском пространстве, примерами могут служить Институт «Стрелка» или Музей современного искусства «Гараж».

Как полагают организационные исследователи Майкл Ханнан и Джон Фримен, смена доминирующих в отрасли или секторе организационных форм происходит, как правило, не через перерождение, а через замещение их новыми игроками, созданными уже с учётом изменившихся условий. 

Сначала мы создаем архитектуру, а потом архитектура создает нас.

Уинстон Черчилль

Московская школа управления “Сколковосчитает, что более перспективной оказывается модель развития образования через создание образовательных структур, запускаемых «с нуля» (проектов «гринфилда»), чем модель реорганизации существующих образовательных структур с историей работы («браунфилд»). 

С другой стороны, история знает примеры удачных перерождений в самых разных отраслях, в том числе, и в образовании: к примеру, один из старейших университетов Европы, Кембриджский университет, сначала был схоластической школой, затем стал исследовательским университетом гумбольдтовского типа, а теперь является успешнейшей в Великобритании лабораторией по производству технологических стартапов. EU-Startups в августе 2019 выбрали 10 самых перспективных из них.

Именно по этой причине следует внедрять новшества в классические образовательные системы, с целью “приведения их в соответствие” с запросами современного мира. Альтернативное образование должно существовать в тандеме с классическим образованием.

Прогресс или застой: что мы выберем?

Развитие образования напоминает борьбу двух начал: «нового» образования, поддерживаемого новыми технологиями и направленного на трансформацию общества, и «индустриального» образования, стремящегося удержать статус-кво образовательных институтов.

Действительно, мы можем видеть общественный консенсус: крупный бизнес в сфере медиа, детских товаров и здравоохранения, различные игроки в сфере ИКТ. Прогрессивные учебные учреждения предъявляют проект новой образовательной системы, который действительно удовлетворяет потребности общества и нового времени.

Им вторит новое поколение родителей, готовых предъявлять сознательный и нешаблонный подход к подготовке своих детей. Для них, например, есть школа Kids MBA, созданная с целью развития у детей деловых и предпринимательских навыков, лидерского потенциала и делового мышления.

Источник: доклад Reengineering Futures

Однако внутри самой системы образования подавляющее большинство учителей и профессоров занимают крайне консервативную позицию, воспринимая любые нововведения как угрозу стабильности их положения. 

Именно академическое и учительское «лобби» сегодня тормозит трансформацию образования, блокируя множество проектов реформирования образовательных программ и форм обучения в школах и университетах. 

Их поддерживают консерваторы из академической элиты, а также многие представители организованных религий и консервативно настроенные семьи, которые сопротивляются новому образованию, поскольку видят в нем покушение на основы общественного устройства, опасность потери базовых навыков, необходимых каждому члену общества, технологическое «оболванивание».

Что с этим делать?

По мнению московской школы управления «Сколково«, государство должно обеспечить создание «образовательных инкубаторов» — площадки взаимодействия между педагогами, программистами и предпринимателями.

Если образование — это процесс, в котором обществом осваиваются нормы, правила и ценности, то у многих реформаторов, революционеров и пророков рано или поздно возникает желание существующие нормы и ценности «перезагрузить» через обучение людей (часто — взрослых) новыми смыслами и представлениями. 

Что существенно, эти смыслы, как правило, связаны с образами «лучшего» человека и «лучшего» общества, а их носители-реформаторы стремятся эти смыслы воплотить и в свою жизнь, сделать основой своего собственного существования.

Автор: Ася Акопджанян
Источник обложки: earthsky.org