XIX век был весь наполнен революционным духом. Новый взгляд на мир открывал удивительные таланты, возникали новые течения и направления в живописи, прозе, поэзии, философии. Так и в скульптуре совершился грандиозный прорыв – из некогда классической античной неподвижности и монументальности, застывших форм, скульптура обрела чувственную телесную динамику. Огюст Роден совершил невообразимое – по следам Микеланджело, он преобразил «архитектуру наших тел»[1], превзойдя всё, что делалось ранее, черпая вдохновение из глубин сознания.

О.Роден. Торс Адели, бронза 1881 (44см). Источник фото: http://www.buro247.ru/
В 80-х годах XIX века один из близких друзей Родена написал о нем, что «…этот отечески-попечительный монах вооружён волей, одержим в своей келье художника беспокойствами и уверенностью современной эпохи»[2].

Огюст Роден. Источник фото: http://tameguilass.tumblr.com/
С детства юному Родену приходилось отстаивать собственные взгляды, быть упорным и уверенным, но в то же время открытым всему новому. Это легко понять по тому, как часто Роден менял названия своих работ. Любовь к прекрасному, неутомимое стремление к совершенству – вот вечные двигатели гениального скульптора.
Всё в нем трепетало и хотело творить, достигать чего-то большего, узнавать то, о чём он мог и не догадываться ранее. Череда неудач преследовала Родена. Он трижды провалился на экзаменах в Школу изящных искусств. Но, несмотря на лишения судьбы, Роден творил, работал много и усердно ведь только так можно зажечь неистовое пламя таланта, способное затмить все неудачи и разочарования. В 1864 году Огюст создает скульптуру в новой мастерской: «Человек со сломанным носом»[3]. Это первая работа скульптора, выполненная в бронзе.

Человек со сломанным носом. Огюст Роден. Бронза 1864. Источник: http://www.kazan-kremlin.ru/
Посмотрите на одно из величайших творений Родена – «Бронзового человека». Скульптура подобна душе, застывшей в момент нечеловеческого напряжения; она словно покрыта невидимой пеленой, лишь сумев дотронуться до которой, снимешь заклятие, наложенное художником. Глубокая выразительность линий, точность изгибов, пропорций…

Бронзовый человек. Огюст Роден. Бронза 1877. Источник фото: http://studopedia.org/
«Бронзовый человек» – это своеобразный манифест-предсказание будущим поколениям. Роден воспринимал скульптуру как изменяющийся объект. Изменения были имманентны, что естественно, раз она обладает собственной душой, значит, живёт внутренней, загадочной для внешнего наблюдателя, жизнью.
И подобные метаморфозы по убеждению Родена естественны[4]. Отсюда и невероятная проработанность деталей, видимое напряжение каждой мышцы. Родену важно было показать, что даже при небольшой физической нагрузке человеческое тело задействует максимальное количество мышц, необходимых для осуществления движения.
Суть его творений в том, чтобы дать понять, насколько ценен любой эмоциональный опыт для человека, поскольку он непосредственно отображается телесно.
Пожалуй, впервые в Новом времени было наглядно продемонстрировано, что именно телесная и мимическая динамики вопреки античной статике или обнаженной откровенности Ренессанса, создают неповторимую картину человеческой личности, и ведут к разгадке тайны человеческой души.
В чём же заключается главная загадка скульптора? Не в том ли, что её не существует? Всё созданное Роденом настолько изящно и естественно, что подобно самой природе. Даже кажущиеся неестественными позы, которые по замыслу автора похожи на современные балетные элементы.
Понять Родена просто только на первый и самый поверхностный взгляд. Необходимо следовать своим инстинктам, идти по изгибам и выпуклостям, впадинам и линиям, как будто специально для этого оставленным мастером. Однако надо запастись вдохновением и одержимостью, применить немало знаний, и тогда, возможно, проявив недюжинное терпение и упорство, мы сможем приблизиться к разгадке его гения.
В руках Родена любой материал превращался в нечто метафизическое. Безжалостно отсекая всё ненужное, он оставлял лишь любовь, ненависть, страсть, одиночество, грусть, обнажая человеческую душу в миг наибольшего сопротивления вселенной. Роден сотворил историю, заключив её в камень.
Автор: Ходус Раиса
Главное фото: Огюст Роден «Любовь убегает» 1881. Фото Алины Гегамовой.
[1] BBC Fine Art Collection 4 of 7 Rodin. Documentary movie // http://www.youtube.com/watch?v=Un8RLXm1TEw&feature=player_embedded.
[2] Варшавский А. Пелика с ласточкой, М.: Детская литература. 1971.
[3] Стародубова В. В. Роден, Рене Франсуа Огюст // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. – М.: Белый город, 2006. – Т. III.
[4] Роден О. Беседы об искусстве (сборник), СПб.: азбука. 2014.