Французское государство известно своей социальной моделью, в основе которой лежит стремление обеспечить наибольшую и всестороннюю защиту законных прав и интересов различных категорий граждан. Не в последнюю очередь это касается и охраны детства и материнства.

Франция имеет богатый опыт и традиции семейной политики, восходящие еще к XIX веку. Официальным «рождением» системы защиты детства и материнства в стране принято считать 1860 год, когда в силу вступило решение выплачивать детям моряков, не достигшим возраста 10 лет, ежедневные пособия в 10 сантимов, что было эквивалентно пяти процентам дневной заработной платы наёмного рабочего[1]. Если обращаться к современным примерам, то необходимо отметить, что Франция является второй европейской страной, которая в своё время ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка[2].

Однако примечательно, что впервые юридическое понятие прав ребёнка возникает именно во Франции. Так, в 1792 году, в революционную эпоху увидел свет важнейший документ, носивший название «Провозглашение прав ребёнка»[3]. Его текст органично дополнял содержание идеалов Свободы, Равенства и Братства, провозглашённых лидерами новой республики. Именно в «Провозглашении прав ребёнка» запрещалась дискриминация по признаку возраста[4]. Поэтому изучение французского опыта в данной области, безусловно, является ценным для понимания общемировых тенденций функционирования систем социальной защиты несовершеннолетних.

Проблема защиты детства и материнства имеет большое значения для политической и экономической жизни современной Франции. К примеру, в тексте доклада ЮНИСЕФ от 2010 года, посвященного проблеме прав ребёнка во Франции, приводится следующая статистика. Приблизительно 2 миллиона несовершеннолетних живут за порогом бедности, около 15 тысяч детей не имеют постоянного места жительства, по различным оценкам, от 20 до 40 тысяч детей с физическими недостатками лишены доступа к школьному образованию[5]. Как следствие, явно и остро перед страной встаёт необходимость содействия дальнейшим позитивным преобразованиям в данной сфере, что позволит обеспечить качественную защиту детства и материнства.

В целом, правительство Франции во многом стремится изменить сложившуюся ситуацию. Например, французское государство видит среди своих основных приоритетов поддержку женщин в период беременности, что, по мнению создателей системы социальной защиты, позволит обеспечить большую свободу для будущей матери в балансе между семейной и профессиональной жизнью, позволяя уделять внимание развитию и заботе о ребёнке. Среди конкретных инструментов, реализованных во Франции на данном направлении, необходимо отметить выплаты, осуществляемые, начиная с седьмого месяца беременности. Их объём составляет около 923 трех евро, причём он может быть увеличен в случае рождения двойни или тройни[6]. Примечательно также, что получателем данного пособия является около 85 % семей во Франции.

Не остаются без внимания французской системы социальной защиты семьи с приёмными детьми. Они также имеют право на получение различных выплат из бюджета. В данном случае их объём приближается к сумме в 1 850 евро[7]. В случае же, если один из родителей, вне зависимости от того, был ли этот ребёнок рожден или усыновлен, принимает решение временно приостановить свою профессиональную деятельность, он получает право на ежемесячную компенсацию в размере 389 евро. Таким образом, во Франции существуют механизмы поддержки семей, ожидающих или принимающих ребёнка, позволяя родителям оплачивать необходимые расходы в первые годы его жизни, создавая более комфортные условия для его роста и развития.

Не остаётся без внимания французской системы социальной защиты также и проблема доступа детей к системе школьного образования. Например, дети в возрасте от 6 до 18 лет получают право на так называемое пособие, приуроченное к началу учебного года. Необходимо отметить, что объём данного пособия определяется несколькими факторами. Во-первых, семья должна доказать, что она находится в сложной материальной ситуации и нуждается в помощи государства. Во-вторых, на размер данного пособия оказывает влияние также и возраст ребёнка. Для детей в возрасте от 6 до 10 лет размер выплат составляет 362,4 евро, около 382 евро получают дети в возрасте от 11 до 14 лет, а самая старшая категория, дети от 15 до 18 лет, вправе рассчитывать на 395 евро[8]. Примечательно также, что уровень выплат по данному пособию ежегодно индексируется. Так, к 2013 году его размер вырос на 25 процентов[9]. В целом, наличие данного механизма позволяет говорить об активной роли государства в решении проблемы доступа детей к образовательным услугам, что является одним из важнейших и неотъемлемых прав каждого ребёнка.

 

Французское государство предоставляет также родителям возможность быть гибкими в вопросе выбора способа ухода за ребёнком. Так, во Франции существует механизм компенсации расходов, связанных с привлечением няни. Например, в случае использования услуг няни для ухода за ребёнком в возрасте до 3 лет семье компенсируется до 700 евро[10].

Подводя итог краткого обзора механизмов финансовой поддержки семьи и детства необходимо сделать некоторые важные выводы. Во-первых, различные компенсации и выплаты оказываются направленными на решение проблемы обеспечения наиболее эффективного баланса между семейной и профессиональной жизнью родителей. Меры, предпринятые французскими властями, оказываются также направленными на интеграцию детей в систему школьного образования, что является одной из самых важных составляющей прав ребёнка. Наконец, в стране созданы финансовые механизмы, существенно смягчающие для семьи остроту проблемы выбора методов и способов ухода за ребёнком: например, через привлечение няни.

Однако французскими властями и не в последнюю очередь гражданским обществом вопрос защиты прав детей понимается в юридической плоскости. Так, в марте 2015 года достаточно широкий общественный резонанс приобрело обсуждение проблемы применения телесных наказаний родителями в отношении своих детей. Необходимо, отметить, что французы не были едины в своём мнении по данной проблеме. Так, судья по делам детей Жан-Пьер Розенсвейг в докладе правительству, представленному в 2014 году, подчёркивал, что телесные наказания «не могут служить воспитательным целям»[11]. Развивая свою аргументацию, эксперт отметил, что частое применение телесных наказаний оказывает негативное влияние на психическое здоровье и самооценку ребёнка[12].Поэтому, по мнению Жан-Пьера Розенсвейга, Франция нуждается в запрете телесных наказаний для детей на законодательном уровне.

Однако оппоненты данной точки зрения приводят также убедительные доводы. В частности, Жан-Кристоф Лагард, депутат, представляющий центр политического спектра, полагает, что законодательное регулирование методов воспитания детей чрезмерно вмешивается в частную жизнь родителей и детей, которая является неприкосновенной[13].

Данная позиция в значительной мере поддерживается католической церковью, являющейся одним из ключевых элементов французской национальной идентичности в её классическом понимании. Так, Ассоциация католических семей Франции выразила категорический протест против телесных наказаний в отношении несовершеннолетних, однако отказалась поддерживать законодательное закрепление данной инициативы. Наконец, папа римский Франциск на встрече с супружескими парами 6 февраля 2015 года также воздержался от критики телесных наказаний[14]. Примечательно, что попытки запретить применение силы в воспитательных целях во Франции уже имели место. Так, в 2010 году аналогичный проект был внесён в Национальную Ассамблею, однако был отклонён.

Франция поднимает проблему защиты прав детей также и во внешнеполитической сфере. Ярким примером активности Франции в области международной защиты интересов детей является заключение по её инициативе в январе 2010 года так называемой Нджаменской Конвенции, участниками которой стали помимо самой Франции шесть стран африканского континента[15]. Центральным положением данной Конвенции является запрет на прямое или косвенное участие детей, не достигших возраста 18 лет, в любого рода вооружённых конфликтах. К тому же, Второй дополнительный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах, Франция ратифицировала в 2003 году[16].

Французские дипломаты также находятся в активном взаимодействии со структурами ООН. Основным направлением их активности в данной области является мониторинг политики иностранных государств, прежде всего африканских, в вопросах участия детей в вооружённых конфликтах. Так, например, с 2008 года Франция играет одну из ведущих ролей в долгосрочном проекте сотрудничества в регионе Африканских Великих Озер в Центральной и Восточной Африке, нацеленном на защиту прав детей в условиях вооружённых конфликтов.

К основным методам, используемым французской дипломатии для продвижения и развития стандартов защиты прав детей в общемировом масштабе, необходимо отнести финансирование деятельности международных организаций, помощь французским и иностранным неправительственным организациям в данной сфере, а также поддержку деятельности правозащитников[17].

Кроме того, французская дипломатия ставит вопрос защиты прав детей во главу своего списка приоритетов в международном сотрудничестве. К наиболее важным направлениям деятельности для достижения этой цели французские власти относят «регулярный, постоянный и конструктивный диалог» с иностранными государствами и гражданским обществом[18].

Обобщая, необходимо сделать следующие выводы. Во Франции чрезвычайно развита система финансовых механизмов помощи материнству и детству, примеры некоторых из них были продемонстрированы в данной работе. Вдобавок, проблема защиты прав детей не оставляет равнодушным гражданское общество. Подтверждением тому может служить острая дискуссия вокруг методов воспитания детей. Наконец, Франция проводит достаточно активную международную политику по защите прав детей. Совокупность данных обстоятельств полностью подтверждает огромную роль Франции в данном вопросе.

Автор: Антон Скулкин

Инфографика: Ксения Антонова

Фото: http://media3.popsugar-assets.com

[1] Зубченко Л.А. Семейная политика Франции. Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов. М.: ИНИОН,  2009. № 2. С.  72 – 92 // http://demoscope.ru/weekly/2011/0449/analit03.php#_FNR_1.

[2] Les droits de l’enfant en France. Fiche thématique // http://cache.media.eduscol.education.fr/file/droits_homme/41/4/Fiche_thematique_Unicef_-_Les_droits_de_l_enfant_en_France_233414.pdf.

[3] Широ С.В. Права ребёнка: необходимость внедрения новых механизмов защиты. Мурманск, 2009. С. 4 // http://www.crin.org/docs/Ombudsman_in_Russia%202009.pdf.

[4] Там же.

[5] Les droits de l’enfant en France. Fiche thématique.  

[6] La protection sociale en France // http://www.adecri.org/userfiles/files/BROCHURE%20ADECRI_2014.pdf.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Зубченко Л.А. Указ. Соч.

[11] Во Франции вновь вспыхнули дебаты о телесных наказаниях детей // http://ru.rfi.fr/frantsiya/20150303-vo-frantsii-vnov-vspykhnuli-debaty-o-telesnykh-nakazaniyakh-detei/.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] France and children`s rights // http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Rep_enfants_en.pdf.

[16] Human Rights Indicators // http://indicators.ohchr.org.

[17] France and children`s rights.

[18] Там же.