В начале февраля авторитетное издание Variety рассказало о поступившей к ней информации от студии Warner Bros. относительно сроков появления фильмов в сети после их официальной премьеры. В новости говорится о том, что релиз в онлайн-пространстве будет доступен для зрителя после 17 дней с начала проката. Кинокомпания хочет пойти на такой смелый шаг, потому что видит в этом потребность со стороны зрителей, всё чаще предпочитающих домашний просмотр походу в кинотеатр. Также приведена «твёрдая» цена в размере 50 долларов, однако пользование данным видеопродуктом будет доступно только в течение двух дней с момента оплаты.

«На сегодняшний день пока никакого официального соглашения между представителями двух разных секторов бизнеса киноиндустрии (производителя и поставщика) нет»

На пути к реализации этой идеи преградой стоят кинотеатральные сети, которым такие новации кажутся не совсем выгодными. С одной стороны, прибыль кинотеатров может сильно пострадать после того, как определённый фильм станет доступным для зрителей на онлайн-сервисе, но с другой же – компании предлагают в качестве компенсации процент от онлайн-проката. На сегодняшний день пока никакого официального соглашения между представителями двух разных секторов бизнеса киноиндустрии (производителя и поставщика) нет, но, возможно, в скором времени какая-нибудь сеть кинотеатров станет первооткрывателем в этом плане. А вот выльется ли это всё в массовую практику – это вопрос.

Причин, по которым хотят пересмотреть правила устройства кинобизнеса, несколько: это и незаконное распространение контента, что наносит колоссальный ущерб правообладателям, и адаптация среди появившихся новых игроков бизнес-сектора киноиндустрии –  онлайн-площадок, и создание более тесной и прямой связи между зрителем. Чтобы дать оценку новому подходу, а также спрогнозировать его развитие – необходимо сначала обратиться к самому устройству рынка проката, и далее можно пройтись по легендарному «Нетфликс» и его аналогам.

Стандарты проката

Начинается всё с процесса производства картины какой-то одной студией: утверждается каст, финальный сценарий и прочие организационные моменты, а также намечается дата премьеры (обычно спустя полтора года после старта съёмок). Параллельно с этим выстраивается и маркетинговая компания (от тизеров, постеров до пресс-конференций на кинорынках). Чуть позже подключается дистрибьютор – некий посредник между производителем и различными площадками или магазинами, которые уже доводят фильм до потребителя.

Источник: http://god-kino2016.ru

Главная задача различных субъектов бизнеса в этой медийной отрасли – получение максимальной прибыли с созданной картины. Из всего многоуровневого кинобизнеса остановимся на прокате и дальнейшей реализации кинопродукта. И прокат фильма в традиционном понимании – это лишь часть извлечения возможного дохода, причём основная. То есть существует некий временной промежуток, в течение которого фильм показывается в кинотеатрах, а далее уже идёт продажа на физических носителях и в различных электронных вариантах. На примере практически любого голливудского блокбастера можно увидеть, что студии и дистрибьюторы хотят прокатывать их в большинстве стран мира, соответственно, возникают трудности относительно согласования и утверждения даты премьер, но представители кинобизнеса стараются прокатывать одновременно в разных странах. Выход же картины на носителях (DVD, Blue-Ray и прочих) преимущественно начинается после завершения проката, а спустя ещё какое-то время уже транслируется по телевизору.

«То есть даже добросовестным зрителям, готовым заплатить за просмотр в сети не оставляют выбора, кроме как воспользоваться нелегальным просмотром»

К сожалению, не всегда удаётся выстроить прокат по миру грамотным образом, что можно увидеть по дате релизов фильма «Манчестер у моря» Лонергана. На момент написания данной статьи прокат фильма в США уже прошёл, а на «7» и «21» февраля назначена его продажа как в сети, так и на носителях. В России эта картина куплена для проката только с «23» марта (стоит на предпоследнем месте в графике релизов), что заметно повлияет на общие сборы по стране, ибо уже с конца февраля эта сильная драма будет незаконно размещена в отличном качестве на торрентах. На российских же легальных онлайн-площадках она появится, соответственно, после завершения национального проката, что, в свою очередь, отнимает возможность у российского зрителя посмотреть его раньше. То есть даже добросовестным зрителям, готовым заплатить за просмотр в сети не оставляют выбора, кроме как воспользоваться нелегальным просмотром.

Netflix и его аналоги

Появление онлайн-кинотеатров – это закономерный процесс развития киноиндустрии. Технологии совершенствуются: плёнка уходит в прошлое, появляется «цифра», то есть теперь уже не надо развозить по кинотеатрам бобины с плёнкой, а достаточно загрузить файл в цифровом формате на сервер или передать на миниатюрном носителе (флешка, внешний жёсткий диск). Профессия киномеханика умирает, ведь если раньше требовался специальный работник на каждый зал, что устанавливал плёнку и контролировал работу плёночного проектора, то теперь такой специалист может следить за несколькими залами одновременно, а в будущем эту работу хотят сделать удалённой. Да и сейчас практически каждая семья может позволить себе приобрести домашний кинотеатр.

Источник: http://www.theverge.com

Не стоит также забывать и о пиратстве, ведь в первые дни после официальной премьеры в сети появляются файлы с фильмами в плохом качестве, которые почему-то пользуются популярностью в сети. На торрентах в день выхода лицензионных дисков уже можно ознакомиться с качественной копией фильма. Помимо этого частенько происходят сливы незавершённых картин, что, несомненно, портят имидж студии. От пиратства сложно застраховаться, а потому некоторые субъекты кинобизнеса стали создавать свои удобные онлайн-площадки со множеством видеоконтента, но и тут всё упирается в дату появления новинок на ресурсе. На этом фоне стал выделяться новый игрок киноиндустрии, на которого традиционные правила могут не распространяться, потому что он в себе комбинирует и производителя, и посредника, и онлайн-кинотеатр.

Netflix – это стриминговый сервис, который содержит одну из самых больших видеобиблиотек среди онлайн-сервисов в мире. На данный момент эта система доступна примерно в 200 странах, а количество подписчиков недавно перешагнуло за 75 миллионов. Помимо этого Netflix славится своей уникальной системой рекомендацией, собственно, благодаря чему производимый контент пользуется спросом у зрителя. Если говорить про традиционный процесс кинопроизводства, то большинство проектов создаётся по наставлению и указам продюсеров, которые не всегда учитывают мнения зрителя, а идут на поводу у кинокритика. Крупнейший онлайн-кинотеатр же создаёт продукт именно по запросам и на основе  предпочтений самого зрителя.

«Netflix славится своей уникальной системой рекомендацией, благодаря чему производимый контент пользуется спросом у зрителя. В традиционном процессе кинопроизводства большинство проектов создается по наставлению и указам продюсеров, которые чаще всего идут на поводу у кинокритика»

Потоковый сервис изменил и стандарты традиционного формата релизов: зрителю не надо дожидаться каждую неделю новой серии: он получает весь сезон целиком. Аналогично можно сказать и про фильмы – они появляются в премьерный день на просторах онлайн-кинотеатра. Зритель не платит за каждый фильм в отдельности, он оформляет подписку и может пользоваться всем контентом, который размещён в рамках этого медиаресурса, что в корне отличает его от иных аналогов. На любом другом онлайн видеосервисе фильмы-новинки продаются отдельно, то есть не входят в стоимость подписки. У Netflix же нет цели покупать права на большинство новых фильмов под производством мейджоров (что делают все остальные онлайн-кинотеатры), американский видеосервис наоборот заключает с различными небольшими студиями договоры на производство фильмов, что пополняют коллекцию Netflix. И если взглянуть на график выходов различных фильмов и сериалов, то можно оказаться под большим впечатлением от количества будущих релизов. Не стоит забывать и о сроках в лицензионных договорах у всех остальных онлайн-кинотеатров – фильмы там надолго не задерживаются, ибо покупаются права на определённый период, в Netflix же фактически такого не происходит, что даёт зрителю твёрдое чувство уверенности в непоколебимости имеющейся библиотеки. В России он официально начал работу с января 2016 года, вот только не понятно, почему Правительсво России пытается как-то ограничить деятельность этого ресурса в нашей стране вместо того, чтобы акцентировать внимание на приобщение зрителя к легальному потреблению контента и на защиту от распространяющегося пиратства.

Источник: http://www.2dsl.ru

Итоги

Обсуждения по поводу предоставления возможности зрителю раннего доступа к новым фильмам через интернет идут уже не первый год. Раньше хотели продавать установку для домашнего кинотеатра стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, которая дала бы возможность в течение двух дней после оплаты посмотреть какой-нибудь новый голливудский блокбастер, но позже от этой идеи отказались из-за запредельно высокой стоимости самого оборудования и цены за просмотр фильма. Спустя пару лет другие разработчики к этой идее всё же вернулись, однако им удалось придумать технологию, что обойдётся зрителю более чем в 200 раз дешевле предыдущего аналога, но и этот порыв в сторону реформы кинопроката не нашёл своей поддержки. Причина неудачи кроется в дате открытого доступа для зрителя – он смог бы посмотреть фильм дома в премьерный день. Такой ход внушительно бы снизил прибыль кинотеатральных сетей, а это уже сказалось бы на итоговом бокс-офисе, отчего бы пострадали не только кинотеатры, но и все субъекты кинобизнеса, так или иначе имеющие отношение к фильму.

Если проанализировать статистику и динамику кассовых сборов любого фильма, то можно увидеть, что в большинстве случаев сборы во вторую неделю снижаются примерно в два раза. А новость о предоставлении возможности получить легальный доступ к фильму из дома спустя 17 дней после начала проката видится оптимальным вариантом на пути к реализации реформы проката. Возможно, в будущем главная часть сборов будет приходится уже на онлайн-прокат, а кинотеатры возьмут на себя роль пиар-площадки, где будут проводится различные тематические мероприятия.

Автор: Василий Кучмистый