Сегодня в Санкт-Петербурге завершается одно из самых ярких культурных событий – летний фестиваль искусств «Точка доступа». Его отличительной чертой являются нестандартные площадки, которые были выбраны для проведения мероприятий. Примером подобного выбора является спектакль «Разговоры беженцев».
Постановка основана на одноимённой пьесе Бертольта Брехта, писателя немецкого происхождения и основателя театра «Берлинер ансамбль». В первоисточнике действия разворачиваются в послевоенное время на территории Центрального хельсинского железнодорожного вокзала. Главные герои – беженцы из нацистской Германии, прибывшие в Финляндию в поисках новой жизни.
Показанный в Санкт-Петербурге спектакль разворачивается на площадке, которую, с первого взгляда, театральной назвать никак нельзя, но именно она в итоге максимально погружает зрителя в атмосферу произведения. Действия спектакля осуществляются в залах ожидания, кафе и близлежащих территориях Финляндского вокзала.
Если оказаться на месте события заранее, то можно увидеть, как команда репетирует предстоящее действо. Сосредоточенность и оттачивание каждой фразы уже в преддверии спектакля оставляют положительное впечатление и настраивают на соответствующую атмосферу.
Непосредственно перед началом представления зрителям раздают наушники и приёмники, транслирующие в дальнейшем диалоги двух героев. Надо отметить, что подобный прием создает эффект раздвоения реальности – человек находится на территории современного вокзала, но слышит разговоры из другой эпохи. Периодически актёры выбирают случайного зрителя и начинают читать свой монолог непосредственно ему, глядя прямо в глаза на расстоянии вытянутой руки. В течение всего спектакля зрители перемещаются по всей территории вокзала вслед за героями, то останавливаясь, то, наоборот, увеличивая темп. В процессе движения актёры растворяются в толпе, периодически подходят к кому-то из зрителей, а иногда просто курят в стороне. В результате создаётся впечатление присутствия внутри спектакля, и воспроизводимые диалоги приобретают новый смысл.
Стоит отметить, что текст, который произносят актёры, лишь иногда обладает характерными чертами послевоенной эпохи. Большая часть рассуждений находится вне времени и вне пространства, что заставляет задуматься о современности в целом и собственной жизни в частности.
Подобный формат театральной постановки нельзя назвать однозначным. Однако вряд ли после погружения в такую «театральную реальность» кто-либо вышел с территории вокзала с теми же мыслями, с которыми пришёл. Значит, спектакль справился с одной из своих главных задач.
Автор: Екатерина Дадыкина
Фото взяты с официального сайта фестиваля