Воодушевленно набрав в интернет-поисковике фразу «современное искусство в России» или «Russian contemporary art», можно получить лишь несколько ссылок на ведущие музеи нашей страны. Первыми высвечиваются музеи и галереи Эрарта в Санкт-Петербурге и культурный центр «Гараж» в Москве. Но ведь пространство, объединяющее современное искусство в России, гораздо шире. Поэтому необходимо разобраться, как оно устроено, сколько музеев, галерей и арт-центров охватывает и из каких уровней состоит.
Для начала необходимо понять, что же такое современное искусство? Современное искусство (англ. contemporary art; перевод «актуальное искусство») – совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века[1].
Современное искусство в нынешнем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени выразились в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры – кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп.
Новый виток современное искусство приобретает в 2000 годах, когда ряд художников возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века[2].
В России 90-х годов использовался также термин «актуальное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств)[3].
Культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга начало разрастаться с 1990-х годов. Отправной точкой стало открытие первых галерей и выставочных центров, таких как “Государственный центр современного искусства”[4], созданный в 1992 году по приказу Министерства культуры Российской Федерации, а также галереи “Риджина”[5], основанной в 1990 году Региной и Владимиром Овчаренко, и галереи “Fine Art” под руководством Марины Образцовой (1992 год). С этого же времени российские художники и кураторы становятся частью международного сообщества и принимают активное участие в выставках как российского, так и зарубежного масштаба. Культурный обмен укореняется в отечественной галерейной жизни.
С конца 1980-х при государственных музеях начинают открываться отделения, специализирующиеся на современном искусстве. Так, в это время выделяют залы для выставок в стиле “Contemporary art” в Русском музее в Санкт-Петербурге[6]. Здесь проходят временные экспозиции – выставляются инсталляции, продукты видео искусства и фотографии. Важным шагом в развитии современного искусства в России стало открытие Московского музея современного искусства “МОММА”, которое состоялось в 1999 году. Это первый музей, специализирующийся только на искусстве XX и XXI веков[7]. Ядро коллекции музея составляют произведения классиков русского авангарда начала ХХ столетия. Однако в экспозиции есть и работы зарубежных художников: графические листы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана (Пьера Фернандеса), Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага. Многие работы были приобретены на европейских и американских аукционах и возвращены на родину из-за рубежа. В 2003 году появляется выставочный комплекс Третьяковской галереи на Крымском валу, посвященный искусству XX и XXI веков[8].
С 2005 года Москва начинает принимать значимые международные события культурной сферы: арт-форумы, биеннале, аукционы и ярмарки. Санкт-Петербург также движется навстречу современному искусству. С 2007 года Эрмитаж становится частью современного арт-пространства. При Эрмитаже был создан проект “Клуб 20/21” основной задачей которого является изучение и экспонирование мирового современного искусства, а также формирование музейной коллекции современного искусства[9]. В 2014 году в Санкт-Петербурге проводилась европейская биеннале современного искусства “Манифеста 2014”, главной площадкой для которой был выбран Главный штаб музея Эрмитаж[10]. Проведение одной из крупнейших и влиятельных биеннале в России свидетельствует о принятии в международное культурное сообщество.
Что касается частных инициатив, то на сегодняшний день в Москве насчитывается 55 галерей современного искусства, а в Санкт-Петербурге их 14[11]. Российские галереи применяют западные стратегии маркетинга. По примеру Нью-Йорка и Лондона в Москве появился конгломерат из нескольких галерей под эгидой центра современного искусства “Winzavod”. В ЦСИ находятся “Айдан студия”, галереи “XL”, “Риджина”, “Проун», “Fotoloft”, “21”, “11.12”, “Pop/off/art”, “Pechersky gallery”, “Основа” и “Треугольник”. Говоря об отдельных музеях и галереях, среди них стоит выделить музей “Гараж” и галереи “Триумф” и “RuArts”. История существования “Гаража” тесно связана с архитектурой. В 2008 году было реконструировано заброшенное здание Бахметьевского автобусного парка – памятника архитектуры советского авангарда, в 2012 году был построен выставочный павильон в Парке Горького, который стоит в ряду исключительных примеров современной архитектуры, а в 2015 году открылось первое собственное здание музея, работа над которым велась с одним из самых значимых архитекторов нашего времени – Ремом Колхасом[12].
Галерея “Триумф” основана Емельяном Захаровым и Дмитрием Ханкиным в 2006 году. Она занимается современным искусством и работает с крупными российскими и зарубежными художниками. Самые известные российские художники галереи – AES+F, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алексей Беляев-Гинтовт, Recycle. В 2006 году «Триумф» впервые представил московской публике работы одного из самых известных художников современности Демиена Хёрста. Помимо проектов в собственном пространстве, «Триумф» также курирует большие выставочные проекты в России и за рубежом и поддерживает молодое искусство в рамках собственного проекта Launchpad[13]. “RuArts” на сегодняшний день одна из ведущих галерей актуального искусства Москвы, представляющая разнообразные виды современной художественной практики. Эта галерея регулярно принимает участие в Московской биеннале современного искусства в российских и международных ярмарках современного искусства (Арт-Москва, Московский Фотографический Салон, ARCO Madrid, Vienna Fair, Pulse NY, Art Beijing), а также активно сотрудничает с зарубежными галереями[14]. Одним из масштабных частных культурных проектов Санкт-Петербурге на сегодняшний день является музей и галереи Эрарта. Основной задачей их является продвижение современного искусства как в России, так и за её пределами. В настоящее время галереи Эрарта работают в трёх городах мира: Лондоне, Гонконге и Санкт-Петербурге. Эрарта стремится представлять на глобальной арт-сцене современных российских художников, находить и поддерживать новые таланты. В сети галерей Эрарта выставляется не только живопись, но и скульптуры, инсталляции и многое другое. Все работы галереи – произведения более 150 авторов из 20 регионов России – можно приобрести[15].
Ещё одним ярким событием стало открытие “Нового музея современного искусства” в Санкт-Петербурге. Музей создан на основе частной коллекции Аслана Чехоева. В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева строится не на локальном опыте и субъективных пристрастиях, а на понимании общей картины развития искусства нашего времени[16]. Также среди частных проектов Санкт-Петербурга необходимо отметить появление “Marina Gisich Gallery”, основанной Мариной Гисич. С самого открытия в круг авторов галереи входят признанные классики (Глеб Богомолов, Евгений Юфит), знаковые художники последних десятилетий российского искусства (Керим Рагимов, Владимир Кустов, Петр Белый, Виталий Пушницкий, Кирилл Челушкин, Иван Говорков и Елена Губанова, Григорий Майофис, Марина Алексеева), а также представители молодого поколения (Лера Нибиру, Таня Ахметгалиева, Тим Парщиков, Александр Шишкин)[17].
Лофт-проект “Этажи” является пионером лофт-дизайна и одним из крупнейших выставочных пространств в Санкт-Петербурге[18].
Особняком стоят два творческих кластера Москвы “Красный Октябрь” и ARTPLAY. Территория “Красного Октября” объединяет в себе культурный-центр Арт-Стрелка, выставочное пространство «BAIBAKOV art projects», галерею и архитектурную студию «Мел», фотостудию ISO, галерею “Победа”, а также тату-студии, бары, и арт-академию[19]. Центр дизайна ARTPLAY известен как один из первых творческих кластеров Москвы. На сегодняшний день в ARTPLAY расположились более 300 архитектурных бюро, дизайн-студий и шоу-румов. В Центре ARTPLAY также нашли себе место молодые московские галереи, мастерские художников, кафе, бары, книжные магазины, музыкальный клуб, школа дизайна, кинотеатр, детская художественная студия и другие. Отдельное динамично развивающееся направление деятельности ARTPLAY связано с реализацией масштабных культурно-выставочных проектов, в том числе международных[20].
Очевидно, что в поле репрезентации современного искусства в России существуют пробелы. А точнее, существует один значимый пробел или прогал. Основная проблема заключается в том, что вся культурная квинтэссенция сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. За пределами двух столиц существует пока единственный в России музей современного искусства с говорящим названием “PERMM” в городе Перми. Он был открыт в 2008 году галеристом Маратом Гельманом и членом Совета Федерации Сергеем Гордеевым. Начало пермского периода в современном искусстве – выставка «Русское бедное»[21], стала визитной карточкой музея “PERMM”. Сегодня “PERMM” – это не только музей современного искусства, но и современный музей, то есть интерактивная площадка для коллективных действий художников, зрителей, кураторов, политических деятелей, социологов[22].
В целом, арт-пространство Москвы и Санкт-Петербурга уже сформировано и продолжает развиваться. Существует огромное количество выставок, мероприятий, культурных инициатив и программ, нацеленных на обучение и привнесение культуры в массы. Но о формировании арт-пространства регионов пока говорить рано. Несомненно, в регионах существуют музеи современного искусства и инициативы в этой сфере, но пока лишь музей “PERMM”, ярко заявивший о себе, стоит особняком на локальной арт-сцене России.
Автор: Ксения Оленина
Главная фотография: Анастасия Белякова
[1] Richard Meyers on Contemporary Art’s implications for art history: The Daily Gazette.
[2] What do we mean when we say contemporary art // http://www.art21.org/teach/on-contemporary-art/contemporary-art-in-context.
[3] Рыков А.В. К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» // Искусствознание 1-2/09. С. 110.
[4] Официальный сайт Государственного центра современного искусства // http://www.ncca.ru/.
[5]Официальный сайт галереи “Риджина” // http://www.reginagallery.com/ru/gallery/.
[6] Искусство новейших течений в Русском музее // http://www.rusmuseum.ru/collections/modern/.
[7] Официальный сайт “Московского музея современного искусства” // http://www.mmoma.ru/about/.
[8] Третьяковская галерея на Крымском валу // http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/gtg_krimskiy_val/.
[9] Официальный сайт музея “Эрмитаж’” в Санкт-Петербурге // https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/projects/projects_list/20_21/?lng=ru.
[10] Manifesta 10 // http://manifesta10.org/ru/home/.
[11] Artfacts.net artists database // http://www.artfacts.net/index.php/pageType/galleries/sel1/geo/sel2/0/country/29/city/415/lang/1.
[12] Официальный сайт музея современного искусства “Garage” // http://garageccc.com/ru/landing/show.
[13] Официальный сайт галереи “Триумф” // http://www.triumph-gallery.ru/about/.
[14] Официальный сайт галереи “RuArts” // http://www.ruarts.ru/about.html.
[15]Официальный сайт галереи “Erarta”// http://www.erarta.com/ru/galleries/st-petersburg/
[16]Официальный сайт “Нового музея современного искусства” Санкт-Петербург http://www.novymuseum.ru/common/common.html
[17] Официальный сайт “Marina Gisich Gallery”//http://www.gisich.com/gallery
[18] Официальный сайт лофт проекта Этажи//http://www.loftprojectetagi.ru/
[19] Творческие кластеры: Красный Октябрь // http://www.the-village.ru/village/city/public-space/83365-tvorcheskie-klastery-krasnyy-oktyabr.
[20] Официальный сайт центра дизайна “Artplay” // http://www.artplay.ru/about.
[21] Проект Сергея Гордеева “Русское бедное” // http://www.bednoe.ru/.
[22]Официальный сайт музея “PERMM” // http://permm.ru/info/museum.html.