Про прокрастинацию написаны уже тысячи статей. Исследователи снова и снова изучают это явление, ставшее бичом современности: одни эксперты высказывают профессиональные мнения о вреде прокрастинации, а другие, стремясь демонстрировать нестандартные взгляды, ищут в ней пользу.

Особенно интересно взглянуть на то, как обстоят дела с задачами, которые действительно кажутся нам интересными. С наступлением лета мы решаем заняться чем-то не только полезным, но и действительно интересным – пройти пару онлайн-курсов, прочитать десяток книг, которые давно откладывали на потом, устроиться на стажировку в компанию мечты и выполнять все задачи по максимуму. Но… ну, вы сами знаете. Вот уже прошла половина лета, можно бы спросить себя: «Ну, и насколько я продвинулся?», но не хочется расстраиваться. И, скорее всего, время, потраченное впустую, ушло на бесцельный сёрфинг в интернете, бесконечное обновление соцсетей и так далее.

Действительно, проблема современности в том, что исключить из своей жизни смартфон, ноутбук или интернет просто для того, чтобы не отвлекаться от дела, практически невозможно, ведь основная наша активность осуществляется при помощи этих средств. Сто лет назад вы могли взять свою печатную машинку, несколько книг, запереться в комнате и писать статью. Отвлечься было бы просто не на что, даже при желании. Сейчас всё сложнее, ведь и работа, и всё, что заставляет вас прокрастинировать (соцсети, новостные сайты и так далее), находится на расстоянии пары вкладок.

Более того, цель большинства сайтов и мобильных приложений – занять как можно больше вашего времени. Чем больше времени вы тратите, тем сильнее растут доходы его владельца, которые он получит с рекламы. Чем дольше вы прокручиваете ленту Facebook, тем сильнее растут в цене его акции. Большинство интернет-сайтов, социальных сетей и приложений разработаны с целью заставить нас привязываться к ним, и методы иногда граничат с неврологическими манипуляциями.

Эти методы подробно анализирует сооснователь Центра Гуманитарных технологий Тристан Харрис в своей статье «Как технологии захватывают ваш мозг». Итак, какими трюками пользуются разработчики сайтов и приложений, чтобы извлечь максимальную выгоду из слабостей нашего мозга?

Уловка 1. Игровой автомат в миллионах карманов

Среднестатистический человек за день проверяет телефон около 150 раз. Один из основных трюков, которыми пользуются разработчики мобильных приложений – «неустойчивые вознаграждения». В игровом автомате вы тянете за рычаг и сразу получаете какой-то приз. Ваша тяга постоянно проверять телефон по сути является стремлением снова и снова «потянуть за рычаг». Только здесь в качестве ожидаемых «призов» предстают новые сообщения ВК, уведомления о лайках в Instagram или мэтчах в Tinder.

Уловка 2. Страх пропустить что-то значимое

Другой способ привязать ваш мозг к приложениям или сайтам – заставлять вас верить, что всегда существует «1% вероятности, что вы пропускаете что-то важное». Итак, приложение убеждает вас в том, что оно является источником важных сообщений/дружеских связей/сексуальных партнеров/ (впишите свой вариант) – и вот, вам уже будет сложно отключить уведомления или перестать поминутно проверять обновления. И да, аккаунт вы тоже не удалите, потому что – ну, вы же пропустите что-то важное! Один из способов справиться с этим страхом – признать, что вы в любом случае что-то пропустите. Важный звонок, сообщение от друга, который проездом в городе и хочет встретиться прямо сейчас. Да, это может быть обидно, но стремясь не пропустить ничего, мы упускаем гораздо больше. На самом деле, поразительно, как быстро можно избавится от этой иллюзии. Проживите один день без соцсетей, и вы почувствуете, что их необходимость вами переоценена.

Уловка 3. Бездонные чаши и автоповторы

Профессор Корнельского университета однажды провел эксперимент, демонстрирующий, что если предоставить человеку бездонную тарелку супа, которая постоянно наполняется, то за один приём пищи он употребит на 73% больше калорий, чем обычно. При этом, участники эксперимента сильно недооценивали количество съеденных калорий. Технологические компании действуют по тому же принципу. Новостные ленты постоянно дополняются, выводя на экран новые посты, когда вы доходите до конца ленты, а Youtube автоматически начинает проигрывать следующие видео. Вы не задумываясь продолжаете просмотр и тратите гораздо больше времени, чем вам кажется.

Уловка 4. Как в супермаркете

Всем известен маркетинговый ход, которым пользуются супермаркеты: все нужное помещаем в конец, и делаем путь покупателя максимально длинным, чтобы по пути он прихватил еще какой-нибудь товар. Точно так же работают и соцсети. К примеру, если вы хотите просто проверить время начала определенного мероприятия на Facebook – вы не сможете сделать этого, не попав на главную страницу с новостями (которые обязательно захочется почитать). Вы не можете опубликовать твит, не открывая ленту. Таким образом, невозможно напрямую получить то, что нужно вам, не выполнив пары действий, выгодных владельцам соцсетей (мы уже говорили о том, как они получают прибыль от рекламы).

Уловка 5. «На пороге»

Приложения эксплуатируют неспособность пользователя оценить последствия клика. «Всего один клик, прочитайте твит, в котором вас упомянули». Вы собираетесь отвлечься на 10 секунд, но зависаете на 15 минут. Вам приходит уведомление об оставленных в корзине товарах, вы хотите оформить онлайн-покупку, но тратите ещё полчаса, листая сайт интернет-магазина.

Что в итоге и что со всем этим делать

Итак, здесь перечислены 5 уловок. Разумеется, их гораздо больше. Неприятно чувствовать, что вами манипулируют, да? Можно перечислить кучу способов борьбы с интернет-зависимостью и прокрастинацией: блокировка соцсетей на ноутбуке, отключение уведомлений, использование приложений-таймеров для работы. Уверена, что вы и так сотни раз читали подобные советы и сохранили себе уже десяток списков с подборкой полезных приложений. Но все же первым и главным шагом на пути борьбы с интернет-прокрастинацией является осознание ценности вашего времени. Пожалуй, единственный способ контроля, который оказался эффективным лично для меня – отслеживание времени, на протяжении которого вы используете телефон (Android: MyAddictometr, Social Fever, SPACE; iOS: Moment, SPACE, MyDataManager). Когда в конце вам становится интересно это проверить, вы заходите в приложение и видите, что залипали в экран 6-7 часов, учитывая, что день прошел практически впустую – это встряхивает. Неприятно, но видеть снова такие цифры не хочется, так что вы либо удаляете приложение, либо начинаете рациональней использовать свое время.

В общем, не будьте чересчур строги к себе, но помните, что время – ваш самый ценный ресурс, не позволяйте вымогать его у себя.

Автор: Екатерина Шевякова