Завершается 2018 год, и уже вот-вот начнётся новое десятилетие, но что мы имеем в сухом остатке? За это время мы потеряли существенную часть творческих людей. Из-за чего? Обвинений в сексизме, харассменте, нетолерантности. Местами надуманных, местами справедливых. Неважно. Или важно? Давайте разбираться.
Совсем недавно Эда Ширана обвинили в сексизме за то, что он надел футболку и джинсы на выступление с Бейонсе. «В смысле? — подумаете вы. — А почему же нет?» Так вот, отвечаем: оказывается, в то время как женщины в шоу-бизнесе должны лезть из кожи вон, чтобы придумать наряды и эффектно выглядеть, мужчины могут выходить на сцену в том, в чём им удобно, и вот это уже, как пишет The Guardian, проявление неравенства. Разница во внешнем виде стала причиной жаркой дискуссии в социальных сетях. Оказывается, нашлось много пользователей, которые бурно отреагировали на образ Ширана, увидев в нём символ неравноправия.
В ту же корзину направляется популярность хэштега #OscarsSoWhite, которая привела к новой системе набора киноакадемиков, чтобы привести к разнообразию — гендерному, расовому, этническому и по признаку сексуальной ориентации.
Скарлетт Йоханссон была вынуждена отказаться от роли женщины, ставшей трансгендером из-за жуткой травли ЛГБТ-сообщества в социальных сетях, потому что она женщина, а женщина не может играть трансгендера.
Директор по коммуникациям из нью-йоркской интернет-корпорации Empire Interactive Жюстин Сакко была уволена после твита: «Собираюсь в Африку. Надеюсь, что не заражусь СПИДом. Шутка. Я ведь белая!».
What an ignoran fool? How could you tweet something like tis, gud news if you lost the job #HasJustineLandedYet pic.twitter.com/CDpvrGqFSJ
— missed call (@djciid) December 23, 2013
Дисней уволил Джеймса Гана за твиты десятилетней давности, в которых содержался чёрный юмор.
#WalkAway pic.twitter.com/cI8BdWxedu
— Jack Posobiec (@JackPosobiec) July 20, 2018
Пользователи фейсбука уловили сексизм в юмористическом посте российской Икеи.
Заслуживает особого внимания история, ставшая резонансной в силу крайне серьёзных последствий. История, в которой фигурирует азиатская модель, палочки для еды, итальянские канноли и Dolce&Gabbana. Пожалуй, идеальный сценарий для фильма, претендующего на Оскар.
В преддверии своего показа компания Dolce & Gabbana распространила в китайском сервисе микроблогов Weibo серию рекламных роликов «Едим палочками». В них девушка азиатской внешности пытается палочками есть традиционную итальянскую еду – пиццу, пасту и канноли. Мужской голос за кадром ёрничает, а после дает советы, как правильно есть. Девушка пожимает плечиками и хихикает. Ролики вызвали бурю негодования, на бренд посыпались обвинения в расизме и сексизме. Ролики убрали, но Стефано Габбана решил не молчать. В переписке в Instagram он назвал китайцев «вонючей мафией», крайне унизительно высказался о стране в целом и посоветовал китайским пользователям «идти есть собак», вместо того чтобы выражать собственное мнение. Скрины его сообщений мгновенно облетели всемирную сеть.
Но начнем с другого – с общей черты. Знаете, что объединяет все эти истории? Социальные сети и порой извращённое восприятие действительности. Немного выписываются из контекста истории с харассментом, однако после того, как харассмент трансформировался в эпоху «горящих ведьм» и плавно перекочевал в социальные сети, и он начал более логично вписываться во всю абсурдность нашей реальности.
Так в чём абсурдность? Люди начинают искать контекст там, где его заведомо нет. Людей никто не обижает, они сами обижаются. Даже сами себя обижают, ибо наделяют «нечто» смыслом, которого не было. Слишком сильно гонятся за каким-то скрытым содержанием, видят его там, где это изначально было работой и преследовало коммерческую цель.
Однако конфликт вышел за рамки социальных сетей, так как стал насущной темой для обсуждения в несетевой действительности. Так, довольно интересно, что в противостояние вмешался Гэн Шуан – официальный представитель внешнеполитического ведомства КНР, прокомментировав скандал с Dolce&Gabbana следующим образом: «Этот вопрос в природе своей не является дипломатическим, и мы надеемся, что он не перерастет в дипломатический». А впоследствии было сказано, что вопрос по разрешению конфликта должен быть адресован к простым жителям, а не к МИДу.
И это довольно серьёзно иллюстрирует, какую силу получил народ с помощью социальных сетей. Даже у государства не хватает смелости перечить, ведь слишком сильно боятся общественного порицания и всячески хотят изолироваться от того, что произошло после рекламного видеоролика. Крупнейшие китайские торговые интернет-платформы сняли с продажи товары Dolce&Gabbana. А знаете, почему сняли? Да потому что побоялись, что травля переключится на них, поэтому, зная настроение людей, просто приняли популистское решение. Самое жуткое, ведь не был понятен масштаб реакции людей и какой выбор сделают они. Вдруг их не столь сильно задел этот видеоролик? Однако наблюдая за реакцией определенного количества людей, ни власть, ни бизнес не хотят рисковать. Да и сами Доменико Дольче и Стефано Габбана принесли свои извинения жителям Китая. В связи с этим возникает вопрос, неужели люди именно сейчас стали настолько обидчивыми, или так было всегда, просто мы не замечали?
На самом деле, люди всегда были такими, просто социальные сети сделали их черты более заметными для всех. Так, ещё в далекие золотые годы стендапа в Америке юмор порой расценивался как оскорбление. Неслучайно, что в основном геи шутят про геев, и только афроамериканцам позволительно не бояться использования слово на букву «н». Иначе стендап-комики будут завалены жалобами со стороны недовольных в лучшем случае, а в худшем их ждет закат карьеры и кругленькая компенсация для оскорбившихся. Что дальше? Про Холокост можно будет шутить лишь людям, пережившим Холокост, а чёрный юмор будет тлеть в старых видеокассетах заброшенных видеосалонов?
Столь желанная свобода слова будет покрыта внутренней цензурой. Потому что витает страх, а там уже дементоры жаждут поцеловать. И это внушает непонимание со смесью ужаса.
Наглядным подтверждением этого является следующее: Кевин Харт отказался быть ведущим на церемонии вручения Оскара в 2019 году, хоть в своем инстаграм-аккаунте писал: «Для меня, комедийного актера, быть ведущим на церемонии вручения Оскара — шанс, который выпадает раз в жизни, и это случится тогда, когда должно случиться. Я очень счастлив сообщить, что день, когда я буду вести церемонию «Оскара», наконец наступил».
Но позднее всплыли твиты многолетней давности, и Кевину пришлось написать в своем твиттере следующее: «Я принял решение отказаться от роли ведущего «Оскара» в этом году… все потому, что я не хочу отвлекать внимание в ночь, которую должны праздновать многие удивительные и талантливые актеры. Я приношу искренние извинения перед ЛГБТ-сообществом за мои жесткие слова в прошлом». Вы ведь чувствуете страх?
Как можно с этим бороться? Никак, остается лишь прислушаться к Бродскому: «Обнажать — поперек и вдоль — язвы, чтоб вызвать боль». Вдруг боль вызовет встряску, которая поможет осознать абсурдность нашего десятилетия. А ещё можно добавить дисклеймер, как с курением, алкоголем и с возрастным ограничением фильмов. Указывать, что данный рекламный ролик или условный пост не нацелен на оскорбление национальной или гендерной идентичности. Хотя надо признать, что такой ярлык на музыкальное выступление крайне сложно навесить, особенно если ты заранее не предполагаешь, что оно будет носить оскорбительный характер.
Автор: Гиорги Соселия
Источник фото обложки: https://www.instagram.com/edsheeerandaily