Пленник Шарлевиля

Артюр Рембо смог превратить свою жизнь в настоящий роман или театральную постановку. Будущий гений с детства отличался эксцентричностью и самоуверенностью — качествами, сопровождавшими его всю жизнь. Мечтая стать поэтом с детства, читал Шарля Бодлера, запрещенных «Отверженных» Виктора Гюго и, естественно, пробовал писать сам, в том числе и на латыни. В творчестве видно влияние авторитетных поэтов, но уже в первых произведениях виден талант[1].

В 1871 году бежит в Париж, к коммунариям, покинув Шарлевиль, в котором вырос, но его ловят. Это был не первый побег Рембо и не последний. Ему в принципе был противен провинциальный город, в котором он рос. Особенно мучительными стало для него время франко-прусской войны, когда из Шарлевиля было не сбежать. В год оккупации Франции прусской армией Артюр Рембо, проводивший большую часть времени в библиотеке своего учителя, друга и наставника Жоржа Изамбара, создал, так называемую, теорию ясновидения, описывавшую «рецепт жизни» поэта-символиста. Все годы, посвященные творчеству, он неукоснительно следовал этому рецепту.

«Рано или поздно этот мальчик заставит говорить о себе, это будет или гений добра, или гений зла», — однажды сказал директор колледжа, в котором учился Рембо[2]. И он действительно заставил говорить о себе. Даже сегодня, спустя полтора столетия, его творчество привлекает людей. Но каким же гением стал поэт?

Источник фото: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post189524539/

Источник фото: http://www.liveinternet.ru

Письма ясновидца

В 1871 году выходят в свет «Письма ясновидца» (Lettre du Voyant), в которых Артюр Рембо являет свету свое понимание эстетики и жизни, создает теорию становления поэта-ясновидца. В чем же заключалась теория, отраженная на страницах «Писем»?

По мнению Артюра Рембо, поэт должен быть ясновидцем. Это достигается полным расстройством физическим (запахи, звуки, зримое сливаются в один «белый шум») и душевным: «Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви,страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию. Неизъяснимая мука, при которой он нуждается во всей своей вере, во всей сверхчеловеческой силе; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым — и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого»[3].

Поэт должен познать свою душу, а затем воспитать из себя провидца. Артюр Рембо видел в поэзии нечто большее, чем самовыражение или развлечение, веря в то, что поэт — это двигатель прогресса. Его измученная душа передает через себя истину и дает возможность идти вперед для человечества в целом. Примечательно, что ясновидцем Артюр Рембо решает стать во время разгрома коммунариев, на волне бунтовских, свободолюбивых мыслей поэта. Бунтуя против деспотизма матери, против тиранически удушливого и бесперспективного Шарлевиля, против навязываемого католицизма, он, наконец, решает восстать против всего общества.

Жизнь ясновидца

«Он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым…» — все это можно сказать о жизни Артюра Рембо. Уверовав в свое предназначение ясновидца, он начал рассылать свои стихи именитым поэтам, в том числе, Полю Верлену, от которого получил самые хвалебные отзывы и которого считал одним из ясновидцев[4]. Тогда Рембо отправился в Париж, трактовав отзыв Верлена как приглашение. С собой он привозит стихотворение «Пьяный корабль» (Le Bateau ivre)[5], в полной мере отразившее в себе теорию Артюра Рембо, ведь открывающаяся читателю картина — самое настоящее видение:

«В снегах и зелени ночных видений сложных
Я вымечтал глаза, лобзавшие волну,
Круговращение субстанций невозможных,
Поющих фосфоров то синь, то желтизну
».

Также необычен стиль Рембо — он полностью ломает устоявшиеся правила и постепенно начинает создавать собственные стихотворные формы, постоянно экспериментируя.

Отношения Артюра Рембо и Поля Верлена — попытка претворить в жизнь идеалистическую догму молодого поэта. Рембо быстро прославился в поэтических кругах не только благодаря своему таланту, но и благодаря довольно эпатажному поведению, которое должно было сделать его ненавидимым, проклятым. Ко своему другу он отнесся со всем возможным уважением и решил помочь ему стать настоящим ясновидцем, не обремененным ничем. Из лучших побуждений он содействовал тому, что Верлен лишился семьи и уважения в обществе из-за выходок Рембо. Рассорившиеся со всеми, они отправляются путешествовать по Европе. В Англии Артюр Рембо пишет цикл «Озарения» («Illuminations»), ставший расцветом его творчества.

Целью Артюра Рембо было разрушение старых канонов поэзии, создание чего-то абсолютно нового. Во время того путешествия по Европе обоюдное влияние на творчество было максимальным. Однако Рембо двигался вперед куда быстрее, поэтому решил разорвать свою связь с Верленом, для которого, человека слабовольного и мягкого, это стало трагедией. В 1873 году Верлен стреляет в Артюра Рембо, за что попадает в тюрьму.

Источник фото: http://www.aif.ru/culture/person/artyur_rembo_poet_kotoryy_obmenyal_schaste_na_slavu

Источник фото: http://www.aif.ru/

Куда приводят мечты

И для Поля Верлена, и для Артюра Рембо тот случай стал переломным. После освобождения Верлен начал публиковать стихи своего друга, безуспешно пытался наладить отношения с семьей, однако все попытки были тщетны.

Для Рембо удар оказывается гораздо больнее. Он отказывается от поэзии. «Сезон в аду» (Une saison en enfer) — отказ не только от творчества, но и от теории ясновидения. Рембо приходит к выводу, что надо заниматься реальной жизнью:

«Я, который называл себя магом  или  ангелом,  освобожденным  от  всякой

морали, — я возвратился на землю, где надо искать себе дело, соприкасаться с

шершавой реальностью. Просто крестьянин!»

После 1873 года он не напишет более ни одной стихотворной строки. Письма, что он отправлял сестре, ничем не выдавали того мятежного духа поэта-ясновидца. Однако Рембо все еще оставался им, даже без поэзии. Его дальнейшая жизнь — лишь еще один акт театральной постановки. Он с цирком добрался до Скандинавии, дезертировал из голландской армии, стал представителем торговой компании в Эфиопии…  Даже его смерть не обыденна. Рембо умер в возрасте 37 лет, в 1891 году, не оправившись от ампутации ноги после гангрены. Провожала его только сестра, которой он писал из своих путешествий. Мать не пожелала с ним проститься[6].

Жизнь Артюра Рембо — великий эксперимент над человеческой жизнью. Однако мог ли он в принципе увенчаться успехом? Теория ясновидения, созданная подростком (каким бы умным он ни был) на волне социальной нестабильности в обществе, осуществляемая такими же подростковыми методами — эпатажем, провокацией, бунтом и категорическим несогласием. Возможно, Верлен, подпавший под его влияние настолько, что чуть не совершил неисправимое, открыл Рембо глаза на то, что его идея утопична, а игры с жизнью как чужой, так и собственной опасны. Однако этот жестокий эксперимент Артюра Рембо над собой создал новую поэзию, предвосхитившую XX век.

Автор: Татьяна Бондаренко

 

[1]    http://www.e-reading.club/chapter.php/145937/14/Murashkinceva_-_Verlen_i_Rembo.html

[2]    Там же.

[3]    http://www.litguide.ru/liconts-181-1.html

[4]    http://www.liveinternet.ru/users/amymone/post158432221/

[5]    Там же.

[6]    http://www.liveinternet.ru/users/amymone/post158432221/