Идея о наличии взаимосвязи между творческой одаренностью и наличием каких-либо психических отклонений не раз становилась основой для разного рода исследований.  Зачастую, именно эти отклонения и позволяют создавать шедевры, и тогда границы между гениальностью и сумасшествием стираются.

Автор инфографики: Олеся Никитина

Эдгар Аллан По

Отклонения: фобии, биполярное аффективное расстройство, депрессии

Судьба приготовила Эдгару Аллану По множество серьезных испытаний, и жизненный путь его никак нельзя назвать простым, наоборот,  с самого детства в жизни писателя происходили события, становившиеся причинами все новых и новых фобий и усугублявшими психическое состояние писателя.

Все началось с того, что в возрасте двух лет Эдгар По потерял своих родителей и был взят на воспитание в приемную семью. Будущий писатель очень любил свою приемную мать, чего, однако, нельзя сказать о приемном отце. Когда ребенку было 5 – 7 лет, за ним начали замечать приступы оцепенения, некоторую отрешенность, а иногда, наоборот, возбуждение[1]. Это может свидетельствовать о наличии органических поражений ЦНС или же может рассматриваться как ранее проявление кататонии[2].

В возрасте 5 лет мальчик упал с дерева в пруд и чуть не погиб, что привело к появлению гидрофобии (во взрослом возрасте писатель осуществлял попытки гиперкомпенсации детской фобии, но так и не смог полностью победить свой страх).

С 14 лет писатель страдал от биполярного аффективного расстройства (началось с маниакального аутохотонного (возникшего самого по себе) состояния). Биполярное аффективное расстройство – психическое заболевание, проявляющееся чередованием эпизодов маниакальных (характерны повышенное настроение, психическое и двигательное возбуждение) и депрессивных состояний, либо их смешанных вариантов, с промежутками нормального состояния. Мании Эдгара По отличались клиническим полиморфизмом (многочисленность клинических проявлений заболевания). Писатель пребывал в возбужденном состоянии, не спал сутками, отличался повышенной работоспособностью, однако аффект веселья отсутствовал, также не наблюдалось усиления моторики. Если же маниакальное состояние совпадало с влюбленностью, то в таком случае преобладало чувство восторженности. Специалисты отмечают атипичность маний. После 20 лет ситуация ухудшилась, стали преобладать чувства тревоги и беспокойства, появилась спутанность сознания с элементами ступора; с возрастом добавились неаффективные, т.е. непродуктивные нарушения (субкататонические, транзиторные (временные) бредовые расстройства)[3].

С 15 лет писатель также страдал от депрессий, которые выражались во всепоглощающем чувстве тоски, пустоты, в приступах слезливости, возникали реже маниакальных состояний и длились около месяца. В такие моменты Эдгар По отгораживался внешнего мира и находил спасение в алкоголе, что привело к прогрессированию заболевания; опять же, к 24 годам акцент смещается на чувство тревоги, депрессии становятся продолжительнее (около 2-3х месяцев), возникают кратковременные параноидные эпизоды на фоне приемов алкоголя[4].

Снова возвращаясь к фобиям, необходимо отметить страх потери, в частности, это относилось к женщинам. В возрасте 20 лет писатель пережил смерть приемной матери, причем утверждал, что она была похоронена заживо (на фоне появилась еще одна фобия (проявления можно увидеть, например, в рассказе «Бочонок амонтильядо», где герой мстит своему другу и замуровывает в стене, а также в рассказах «Сердце-обличитель» и «Черный кот»). Эти переживания наложили отпечаток на Эдгара По и повлияли на его отношения с противоположным полом в целом. Позже писатель женится на своей кузине, и, когда спустя 10 лет жена умрет от туберкулеза, уже так и не сможет оправиться. Все это также нашло отражение в творчестве Эдгара По,  сюжет потери любимой женщины, идею смерти можно найти в рассказах «Береника»,  «Черный кот», «Падение дома Ашеров»,  а также стихотворениях писателя («Ворон»). В возрасте 30 лет писатель перенес первое психотическое состояние (слуховые и зрительные галлюцинации, бред преследования), в возрасте 34-х – второе.

Однако, писатель создавал произведения и обратным способом, то есть, не черпая вдохновение в проявлениях своего недуга, но стараясь сотворить героя по законам логики. Ему удалось создать новый литературный прием и дав рождение жанру детектива («Низвержение в Мальстрем», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»).

Франц Кафка

Отклонения: Эдипов комплекс

Франц Кафка родился в семьей оптового торговца галантерейными принадлежностями, был старшим ребенком, также у него было три младших сестры, а два его младших брата умерли в раннем возрасте. С детства Кафка рос тихим, слабым, капризным и болезненным мальчиком, не проявлял интереса к каким-либо активным развлечениям, предпочитая книги. Неуверенность в себе, повышенная чувствительность, слабое здоровье и восприятие окружающего мира как особенно враждебного – все это делало ребенка очень одиноким, и, как в последствии считал сам Кафка, повредило ему и сильно повлияло на всю его дальнейшую жизнь. Герман Кафка, отец будущего писателя, был очень недоволен сыном, поскольку рассчитывал передать ему дело, однако не видел во Франце тех качеств, которые позволили бы рассчитывать на будущий успех.

Приверженцы психоанализа считают, что Кафка страдал от Эдипова комплекса. Эдипов комплекс – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом, обозначающее комплекс детских бессознательных переживаний, суть которых заключается в том, что ребенок испытывает сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства по отношению к родителю своего пола. Отголоски этого звучат и в творчестве писателя: в романах «Процесс», «Замок», «Америка» прослеживается идея освобождения от влияния отца; в новелле «Превращение» главный герой Грегор Замза четко противопоставлен своей семье.

Наличие Эдипова комплекса в совокупности с влиянием Супер – Эго являлись источником очень сильного чувства вины, которое испытывали и герои вышеперечисленных произведений. Более того, для всех них характерно было страдание по непонятным читателю причинам, абстрактное чувство, имеющее конкретные причины на (увы, недоступном) подсознательном уровне (осознание того, «за что» герой чувствует свою вину), и влекущее за собой уверенность в неминуемой  расплате (которая, однако, не всегда наступает – романы «Америка» и»Замок» остались незаконченными). Кроме того, важно понимать, что герои произведений пытаются противиться этому чувству, но каждый раз оказываются слабее. При этом чувство вины представляется чем-то абсолютным, несоразмерным силам героев, а потому его преодоление невозможно.

Не будем углубляться в исследование латентного гомосексуализма и латентного садомазохизма (что так же можно найти в романах «Замок» и «Америка»), но перейдем к основе творчества Франца Кафкиневрозу. Именно невроз служил источником чувства страха, постоянной тревоги, одиночества и незащищенности, которыми проникнуто абсолютно все творчество писателя; более того, рождение всех произведений Франца Кафки есть ни что иное, как результат сублимации (процесс переключения психической энергии из одного в другое)[5].

Вирджиния Вулф

Отклонения: биполярное расстройство, депрессии и галлюцинации

Вирджиния Вулф с детства росла в богемной культурной атмосфере – в доме ее отца, известного литературного критика, сэра Лесли Стивена, бывали многие писатели, поэты, художники и философы. В отличие от двух своих братьев, Вирджиния и ее сестра не посещали школу, их образованием занимались сами родители.

Когда Вирджинии было тринадцать лет, ее попытались изнасиловать кузены, – этот эпизод стал основополагающим в формировании личности писательницы и навсегда привил ей отвращение к любым формам физической близости. Родители запретили дочери рассказывать об этом случае, позорящем семью.

В том же году от воспаления легких умирает мать Вирджинии, и будущая писательница предприняла первую попытку самоубийства. Спустя два года умирает ее сводная сестра Стелла, а затем и отец. Эти события спровоцировали нервный срыв, новые попытки самоубийства, галлюцинации и депрессию.

Во взрослом возрасте Вирджиния Вулф принимает предложение руки и сердца Литтона Стрейча, прекрасно зная о его нетрадиционной ориентации (Стрейч, как и Вирджиния, входил в группу Блумсбери – элитарное общество английских интеллектуалов, образовавшееся в доме писательницы на Гордон – сквер). На следующий день помолвка была расторгнута. Дружба, однако, продолжилась, и впоследствии Вирджиния вышла замуж за Леонарда Вулфа, друга Стрейча. Их отношения основывались на интеллектуальной, духовной близости; супруги решили дать друг другу свободу – ходили слухи, что Леонард неравнодушен к мужчинам, романы же Вирджинии с женщинами ни для кого не были секретом.

Всю жизнь Вирджиния Вулф страдала от депрессий, сопровождавшихся галлюцинациями. Первый роман «Путешествие» был опубликован в 1915 году и сильно ослабил здоровье писательницы, она впала в тяжелую депрессию и слышала пение птиц на оливковых деревьях Древней Греции – такие же галлюцинации преследовали ее и в последний кризис во время работы над романом «Между актами». Специалисты говорят о наличии у Вирджинии Вульф биполярного расстройства. Во время приступов писательница также начинала беспрерывно и бессвязно разговаривать[6]. Вирджиния Вулф много времени проводила в психиатрических лечебницах, а также и дома находилась под присмотром медсестер. Она предпринимала множество попыток самоубийства, пока последняя, совершенная в 1940 году, не увенчалась успехом – Вирджиния Вулф набила камнями карманы пальто и утопилась в реке.

Вулф никогда не ориентировалась на массового читателя, она всегда писала для элитарного общества – избранных, способных ее понять. Ее творчество было основано на личных переживаниях, а источником вдохновения служило ее психическое заболевание.

Эрнест Хемингуэй

Отклонения: суицидальный комплекс, биполярное расстройство

Эрнест Хемингуэй родился в благополучной семье акушера и несостоявшейся оперной певицы. Ребенок воспитывался в строгости; мать не скрывала, что хотела вторую дочь, страдала от собственной нереализованности в профессии и надеялась, что сын продолжит ее творческие изыскания. Если мы снова обратимся к психоанализу (который сам Хемингуэй недолюбливал), то можно рассмотреть суицидальный комплекс писателя как частный случай Эдипова комплекса – сильная, волевая мать и слабый, во всем подчиняющийся жене, отец (гендерные роли искажены)[7]. Стоит отметить, что в произведениях Хемингуэя главная роль отведена мужчинам, писатель тщательно прорисовывает мужской образ (образ бойца, идущего до конца, не сдающегося даже тогда, когда шансов на победу не остается), оставляя женский достаточно невыразительным.

Американский психиатр Ирвин Ялом высказывался следующим образом:

«Хемингуэй навязчиво ищет внешней опасности, чтобы спастись от большей опасности, идущей изнутри»… «компульсивный герой всю свою жизнь был принужден искать и побеждать опасность – таким гротескным способом он доказывал, что опасности нет»

Эрнест Хемингуэй также страдал от биполярного расстройства. В начале заболевание протекало в форме циклотимии[8], с возрастом, усугубленное многолетним алкоголизмом, преобразовалось в монополярный депрессивный вариант.

Ко всему прочему добавилась паранойя, бред преследования, писателю стало казаться, что за ним следит ФБР; также появился страх писательского дара. В 1961 году Хемингуэй был госпитализирован в клинику Рочестера, штат Миннесота, где писатель пережил 20 сеансов электросудорожной терапии, результатом которой стала частичная потеря памяти; Хемингуэй больше не мог писать. Предприняв несколько неудачных попыток самоубийства, писатель был вынужден согласиться на повторную госпитализацию, однако, всего через несколько дней после выписки, оставшись верным самому себе, довел дело до конца и застрелился из любимой двустволки.

 

 

Автор: Нина Михайлова

[1] П. Бологов Эдгар По и Всеволод Гаршин: Одна болезнь, одна судьба // http://www.psychiatry.ru/stat/130.

[2] Кататония — психопатологический синдром, основным клиническим проявлением которого являются двигательные нарушения (ступор или возбуждение).

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Зелинский С. Психологический анализ личности и творчества Франца Кафки // http://samlib.ru/z/zelinskij_s_a/kafka.shtml.

[6] Шувалов А. Чего боялась Вирджиния Вулф // http://www.psyh.ru/rubric/7/articles/1872.

[7] Устименко О. Эрнест Хемингуэй. Финальный выстрел победителя // http://neuronews.com.ua/page/ernest-heminguej3Cbr3E-finalnyj-vystrel-pobeditelya.

[8] Циклотимия — психическое аффективное расстройство, при котором пациент испытывает колебания настроения между неотчётливой (близкой к дистимической) депрессией и гипертимией (иногда даже возникают эпизоды гипомании).