«Техноискусство создаст произведения без истины, где будут только гипотезы, гибриды и симуляции. Оно создаст даже…искусство без искусства…, которое даже не будет восприниматься в качестве искусства, – анонимное, коллективное без оригинального гения».
П. Вайбель[1]
Петер Вайбель (год рождения – 1944) занимался несколькими профессиональными делами одновременно. Он изучал кино, медицину, литературу, математическую логику в Париже и Вене, хотя родился в Одессе, а рос в городке, находящимся в Верхней Австрии. Из всех этих занятий литература принесла успех: в 1960-е он начинал с визуальной поэзии, и через эти круги попал в художественные. С 1970-х Вайбель стал активно заниматься теоретической и кураторской деятельностью, помимо художественной. К его достижениям в сфере преподавания можно отнести возглавление собственного Института новых медиа при Государственной высшей школе изобразительного искусства (1989-1995 гг.); позиция художественного руководителя центра Ars Electronica в Линце (1986-1995). Стоит также отметить несколько постов, связанных с кураторской деятельностью: комиссар павильона Австрии на Венецианской биеннале (1993-1999); куратор биеннале в Севилье (2008), куратор 4-ой Московской биеннале современного искусства (2011); главный куратор Новой галереи в Граце; глава Центра искусств и медиатехнологий (ZKM) в Карлсруэ.
В Москве познакомиться с творчеством П. Вайбеля можно в ММОМА на Ермолаевском переулке, 17 до 1 ноября. Начать обзор лучше в хронологическом порядке представленных направлений: от акционизма через медиа-арт можно попасть в концептуальное искусство.
Венский акционизм можно увидеть в подборке видео и фотографий. Само движение акционизма заключается в проведении политических акций посредством игровых форм. Среди работ, представляющих данное направление, особенно выделяются «Полиция лжёт», «Топтание прав ногами», «Эволюция поэта». Первые две работы особенно запомнились потому, что связаны с правовой тематикой, а если быть точнее – с дискредитацией права. Например, акция «Полиция лжёт» связана с недовольством от взаимодействия с государственными органами. Вайбель выражает сомнение по поводу честности методов, используемых полицией и их работой в принципе. В музее представлена фотография, где художник стоит с плакатом «лжёт» а фоне полицейского отделения. Фотография «Топтание прав ногами» представляет собой многократно повторяющееся слово «право», по которому ходят люди. Представляется, что провокация заключается в том, что, несмотря на закреплённость положений о защите прав человека, нарушения прав распространены. Работа «Эволюция поэта» состоит из четырех фотографий и подписей к ним, где можно проследить как от литературной слепоты поэт приходит к образу молодой собаки потому, что первое слово поэта подобно её лаю.
Большая часть работ представляет собой медиа-арт (медиаискусство), сочетая в себе новые технологии и взаимодействие со зрителем (интерактивность). Вайбель считает, что медиаискусство построено на аллюзиях. Это значит, что достаточно упомянуть ключевые слова или действия, как зритель понимает, что имеется в виду, и включается в диалог.
Художник исследует таким образом взаимоотношения между человеком и медиа. В этом контексте интересен объект под названием «Распятие идентичности»: посетителю предлагается принять форму креста, чтобы увидеть собственное изображение на экране, расположенном в центре самого арт-объекта. Как отмечает сам художник: «Крест – это расплата человека за возможность увидеть собственный образ». Он делает отсылку к «переносу идентичности»: от божественного к человеку и человечеству в христианской традиции и от человека к его собственному образу в случае с медиапрезентацией.
Концептуальное искусство сосредоточено на идеях, как бы отделяя на задний план форму осуществления самого замысла. Суть этого направления хорошо выражена в таких работах, как неоновые вывески (что отсылает к отцу концептуализма – Д. Кошуту), инсталляция музея Гуггенхайма в качестве бара. Например, неоновая вывеска в виде длинного слова скрывает в себе несколько коротких слов, буквы которых последовательно зажигаются и складываются в стихотворение, законченную фразу. Таким образом, в каждой композиции заметно выражены идеи каждого из представленных течений.
Автор: Наталья Белова
[1] Вайбель П. Мир — переписываемая программа? М.: Медиаком, 2011.