16 февраля в российский прокат выходит новый фильм Джима Джармуша «Патерсон», впервые показанный на Каннском кинофестивале и номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм. Чем же еще удаётся удивлять зрителя одному из главных романтиков американского независимого кино?

Прежде всего, сюжетом. Это история о неделе в жизни Патерсона (Адам Драйвер), водителя автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси. У него есть возлюбленная Лора (Голшифте Фарахани) и английский бульдог Марвин. У него есть часы – на них он смотрит по утрам, просыпаясь. Есть кофе, который он пьёт перед работой, хлопья, которые он ест на завтрак. И есть самое главное – его тайная записная книжка, куда он каждый день записывает свои стихи, в которых нет рифмы.

Жизнь Патерсона рутинна: он встаёт рано утром, завтракает, идёт на работу. Перед тем, как завести автобус, он пишет несколько строк. Уже за рулём он слушает истории своих пассажиров, которые рассказывают то об анархистах, то о мастерстве флирта с девушками. Обедая, Патерсон смотрит на водопад и дописывает уже начатое. Вечером он возвращается домой, поправляет покосившийся почтовый ящик, встречает Лору. У неё, кстати, каждый день происходит нечто новое. Лора – художник, дизайнер интерьера, повар, а также девушка, мечтающая стать знаменитым кантри музыкантом, при этом украшающая весь дом и свои капкейки чёрно-белыми абстрактными фигурами.

Каждый день Патерсон гуляет с собакой и заходит в бар. Несколько дней подряд он наблюдает за любовной драмой, развязка которой всегда происходит там. Бармен заботливо вешает газетные вырезки и фотографии людей, которые родились или приезжали в Патерсон. Город, кстати – родина Аллена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса, любимых писателя и поэта главного героя.

И во всём этом, как ни странно, есть своя красота, нечто прекрасное и манящее, хотя перед глазами просто жизнь человека, каждый день которого – день сурка, чем-то похож на предыдущий.

Джармуш не в первый раз показывает самые «скучные» моменты. Всё это мы видели и в «Кофе и сигаретах», где персонажи просто разговаривают, и в «Ночи на Земле», сама идея которой родилась из желания продемонстрировать то, что обычно из фильмов вырезают – поездки на такси. Режиссёр делает из самых обыденных вещей самые волшебные и восхитительные, наполненные поэзией и романтикой, и в «Патерсоне» поэзии больше всего – хотя бы из-за непосредственного её наличия.

Герой посвящает свои произведения спичкам с синими головками, пишет стихи о любви, встречает маленькую девочку, которая точно так же записывает стихи без рифмы в свою тайную записную книжку. Она читает ему своё стихотворение о дожде «Вода падает», что кажется одновременно и простым, и завораживающим. Его, к слову, написал сам Джармуш, как и музыку к фильму. Автором стихотворений Патерсона стал Рон Паджетт, один из любимых поэтов режиссёра.

Патерсон – город и герой спокойствия и стабильности, где вызвать беспокойство практически невозможно. А если и пошатнется башня покоя, то её быстро поправят – так же, как и Патерсон свой почтовый ящик.

Исполнив своё давнее желание снять фильм о человеке, выгуливающем собаку, режиссёр создал одну из самых чудесных лент в своей фильмографии. Стоит лишь взглянуть на жизнь обычного водителя автобуса, который замечает удивительное вокруг себя, как начинаешь видеть прекрасное вслед за Патерсоном. В этом и кроется магия нового фильма Джима Джармуша.

Автор: Дарья Воробьева

Источник фото: IMDb