Вот уже семнадцатый год подряд, на пару солнечных весенних дней Санкт-Петербург объединяет почитателей балета на Международном фестивале «Мариинский». В рамках фестиваля можно будет увидеть: «Баядерку» с Семёном Чудиным и Ольгой Смирновой из Большого театра, пермскую версию «Лебединого озера» Алексея Мирошниченко и «Дон Кихот» с Даниэлем Камарго в партии Базиля (Национальный балет Нидерландов).Торжественное открытие произошло 30 и 31 марта на Исторической сцене главного театра северной столицы премьерными показами балета «Пахита». Если перечисленные выше балеты, вошедшие в программу фестиваля, можно увидеть в других театрах, то «Пахита» – новый балет, впервые показанный зрителю.
«в короткие сроки можно будет увидеть шедевры хореографии последних веков, исполненные труппой Мариинского театра с приглашенными звездами мирового балета»
«Пахита», несмотря на статус премьеры, балет с историей. Впервые балет с таким названием поставил Ж. Мазилье в Париже, премьера прошла 1 апреля 1846 г., но настоящий успех ждал «Пахиту» под редакцией Мариуса Петипа в Петербургском Императорском театре, где первые выступления состоялись в октябре 1847 г. Первая значимая работа самого почитаемого хореографа Российской Империи не сходила со цены до трагических событий 1917 г., после которых об этом балете вспоминали исключительно как об эффектном и завораживающем концертном номере – Grand pas, финальном действии трёхчастного балета. На рубеже веков предпринимались попытки по воссозданию первоначального балета по сохранившимся документам: записям хореографического рисунка по системе Степанова и воспоминаниям балерин, исполнявших партии в некогда цельном балете. Так появились на свет балеты Пьера Лакотта для Парижской оперы и Алексея Ратманского, работавшего в Баварском балете.
Театры старались включить этот номер в свой репертуар, так как бессюжетный Grand pas позволял менять последовательность вариаций, добавлять новые и менять рисунок старых, исходя из данных конкретных исполнителей. В Мариинском театре решили воссоздать Grand pas в приближенном к первоначальному варианте, добавив смысла в последовательности номеров, сначала идут вариации подружек Пахиты, затем её подруги – Кристины, после этого главных героев: Пахиты и Андреса (у Петипа отсутствовала мужская вариация, однако в советские годы она появилась и стала неотъемлемой частью балета).
«В России «Пахиту» знали только как «атракцион чистой классической виртуозности», завершающий вечер одноактных балетов»
Реконструкцией последнего действия занимался балетмейстер Юрий Бурлака, на протяжении многих лет изучавший имеющийся материал и постаравшийся воплотить почти аутентичный рисунок. Постановкой Grand pas Юрий занимался пару лет назад в Большом Театре, где это было в качестве самостоятельного номера и где, по словам хореографа, он продемонстрировал труппе все различные варианты вариаций, а балерины выбрали понравившиеся номера. В Петербурге он отказался от этой идеи и отталкивался в первую очередь от сюжетной линии и музыки. В итоге получился набор постепенно усложняющихся вариаций, сменяющихся кордебалетными вставками.
Постановкой основной части балета занимался молодой, но опытный хореограф – Юрий Смекалов. Юрий не воссоздавал балет середины XIX в., а творил новое произведение, сохраняя дух и настроение знойной Испании, колорит которой царил в балете пару веков назад. В основу либретто он положил новеллу Сервантеса «Цыганочка», сходство которой с сюжетом исторического балета лишь условное. У Петипа красной нитью балет пронизывала напряженная политическая ситуация между Францией и Испанией, сложившаяся в девятнадцатом столетии, в повести Сервантеса главная тема – любовь, которая не имеет временных ограничений.
Главная героиня – Пахита (Екатерина Кондаурова) была похищена в младенчестве старухой-цыганкой (Полина Рассадина) у знатных родителей. Теперь юная красавица танцует вместе со своими подругами-цыганками, увлекая всех своим мастерством. В Пахиту влюбляется Андрес (Андрей Ермаков), который должен бросить свой привычный мир и уйти с табором, чтобы доказать свою любовь. Позже чувство становится взаимным и, преодолев все преграды и обретя родителей, Пахита выходит замуж за юного красавца. Юрий Смекалов наполнил балет массой характерных танцев, не забыв номера, вызывающие восторг у публики в предыдущие столетия – детскую мазурку, pas de trois для Пахиты, Андреса и Кристины, и массовые сцены, навевающие воспоминания о блистательном pas de manteaux.
Декорации Андрея Севбо, с помощью которых произошёл перенос зрителей в прекрасную Испанию, костюмы Елены Зайцевой, напоминающие её работы для балетов Большого Театра, музыка Эдуарда Дельведеза, Людвига Минкуса (портрет которого украшает сцену), Риккардо Дриго, в новой оркестровке Даниила Пильчена, в единении с работой хореографов привнесли в мир искусства новый балет. По стилистике он похож на классические работы, а по характеру и передаваемой энергетике напоминает другой балет на музыку Минкуса – «Дон Кихот» (намёки на этот балет не покидают ни во время первой вариации Пахиты, ни во время финального pas de deux), но со своими особенностями. Так, например, в истории о Китри смех публики вызывает мизансцена – розыгрыш Базилем своей смерти, в «Пахите» зритель не остаётся равнодушным во время знакомства Андреса с жизнью цыган. Отличается и манера танца двух главных героев: бесшабашный Базиль почти полная противоположность утонченного Андреса, а вот в главных героинях можно обнаружить множество сходств, Екатерина Кондаурова показала, что с лёгкостью справится и с Китри, которой пока нет в репертуаре балерины.
«Блистательное открытие XVII Международного фестиваля задало тон на следующие спектакли»
Открытие продемонстрировало возможность труппы не только подготовить новый балет, но и исполнить его с ощущением, что «Пахита» давно находится в репертуаре Мариинского театра.
Автор: Мария Тарасова
Фото: Дарьян Волкова © Мариинский театр