Практически в любом произведении любого вида искусства присутствует женский образ. Конечно, опера не является исключением. Чувства, переживания и поступки прекрасного пола пытались отразить многие композиторы, и у каждого это получалось по-своему. Манера подачи зависит от характера самого композитора, от окружающих его людей, от происходящих событий в его жизни и в жизни его страны. Однако определяющим фактором является сюжет произведения, положенного в основу оперного либретто: время, в которое переносит слушателя композитор, именно оно расставляет основные акценты и приоритеты.
Для того чтобы разобраться в этом подробнее, обратимся к трём операм, достаточно близким по всем характеристикам, кроме одной – времени повествования. Сравним оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакого и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, которые были написаны во второй половине XIX века. В этот момент происходит расцвет русской музыкальной литературы, создание бессмертных произведений – русская музыка становится одной из ведущих музыкальных культур, определяющих дальнейшее развитие всего европейского музыкального искусства. Все выбранные нами композиторы активно прибегали к народным мотивам, развивая таким образом русскую культуру.
«Главным отличием этих вечных опер выступает историческая эпоха, которая указывает на то, каким образом должна раскрываться характеристика главной героини»
Обратимся к деталям
Сюжет. Опера Бородина охватывает события, произошедшие в далёком XII веке, опера Римского-Корсакова – детали первой женитьбы Грозного царя, Ивана IV, а опера Чайковского является своеобразной экранизацией романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Главные женские образы произведений – Ярославна, Марфа и Татьяна на протяжении всех действий (лирических сцен в случае оперы «Евгений Онегин») постепенно становятся более ясными, зритель начинает видеть всю палитру эмоций женской души, корректирующейся только «должным поведением», той социальной ролью, которая навеяна эпохой. Ярославна не только любящая жена и мать, но и княгиня, на которую рассчитывают и надеются жители княжества. В их глазах она выступает сильной и волевой женщиной, способной разрешить проблемы, внушить уверенность в светлое будущее. И только оставшись наедине с собой она способна дать волю переполняющим её тревогам и страхам – чувствам, непозволительным мудрой правительнице.
Марфа в начале оперы ещё не связана каким-либо долгом перед народом, поэтому перед нами предстает светлая, прекрасная девушка, секретничающая с подругой и мечтающая о возлюбленном. Всё меняется после того, как она стала избранницей Царя – теперь она уже должна немного свысока общаться с людьми, давать разрешения для того, что раньше было так просто и обычно. Душевный надлом, произошедший с героиней, в совокупности с отравлением приводит к трагичному финалу – вовлечённость в исторические события не щадит это лучезарное существо, которое могло своим светом наполнять жизнь многих людей.
Татьяна также перерождается под влияние общества: романтичная девушка, с упоением познающая жизнь из романов и окружающей природы, должна преобразиться в светскую даму, спокойно ведущую беседу с иностранными послами, и отвергнуть Евгения – мужчину, которого она полюбила ещё юной девочкой, будучи в царстве грёз и сновидений. И ответом для такого поведения является всего лишь одна фраза: «Но я другому отдана; я буду век ему верна» – долг выигрывает в этой жестокой схватке с чувствами.
Музыка. Зритель не смог бы до конца прочувствовать героинь, если бы отсутствовала музыкальная составляющая. Лейтмотивы Ярославны, Марфы и темы грёз и любви Татьяны наполняют музыкальную ткань произведений. Они возникают не только в моменты, когда девушки исполняют свои арии или речитативы, но и появляются в качестве напоминания в других частях оперы в виде тем у различных инструментов в оркестре. Отдельные части темы Ярославны встречаются в хоре поселян и даже в арии Игоря (её мужа и князя). Тема Марфы добавляет чувственности арии Ивана Лыкова, который влюблён в неё с самого детства и выступает в роли грозного рока в ариях Григория Грязного, без памяти влюбленного в бедную девушку. У Чайковского тема грёз Татьяны встречается в Арии Ленского – поэта, по своей натуре так близкого к влюбленной девушке, и последних ариях Онегина, в которых он осознает, что единственный смысл его жизни – Татьяна, которая могла подарить ему вечное счастье.
Сценическое решение. Немаловажную роль играет постановка, которая способна либо донести замысел и все планы композитора, либо уничтожить прекрасное произведение. Наиболее удачными постановками рассматриваемых нами опер являются версии, входящие в репертуар театра Новая Опера им. Е.В. Колобова. Ярославна (Марина Нерабеева) смогла показать два главных оттенка – безграничную любовь, тоску по Игорю (Андрей Борисенко) (в эти моменты княгиня более походила на послушницу монастыря) и справедливую правительницу, способную урезонить своего брата – Владимира Галицкого (Евгений Ставинский) (здесь уже на Ярославне одежды, соответствующие княгине). Затемненная сцена в минуты единения со своим внутренним миром создают потрясающий эффект, все видят только душу главной героини. В постановке «Царской невесты» металлическая конструкция и перенос части пространства над оркестровой ямой для сцены способствуют тому, что зритель может проследить и незаметные переглядывания во время службы между Марфой (потрясающее лирическое сопрано – Екатерина Миронычева) и Иваном Лыковым (Алексей Неклюдов), так и безумные перебежки Марфы в финале оперы. А постановка «Евгения Онегина», пожалуй, полностью соответствует пожеланиям Петра Ильича Чайковского: «Мне не нужна здесь не большая сцена с её рутиной, условностью, с её бездарными режиссерами (хотя этого никогда не скажешь о постановщиках в Новой Опере – прим. автора), бессмысленной, хотя и роскошной постановкой, с её махальными машинами вместо капельмейстера, и т. д. и т.п.» Камерное пространство сцены, раскрывающиеся окна и несколько стульев создают всю необходимую атмосферу, выставляя на передний план героев: Татьяну (Елизавета Соина), Онегина (Алексей Богданчиков), Ленского (Алексей Неклюдов) и Ольгу (Виктория Яровая).
Так, все составляющие в совокупности рисуют перед зрителями все грани души русской девушки, которая не перестает страдать, жертвовать собой ради других и, конечно же, любить всем сердцем.
Автор: Мария Тарасова
Фото: http://www.novayaopera.ru