После референдума по вопросу членства Великобритании в Евросоюзе (ЕС) премьер-министр Ирландии Энда Кенни начал обсуждение с правительством проведения общеирландского форума по поводу будущего статуса Северной Ирландии. По мнению ирландского правительства, выход Соединенного королевства из ЕС может заново обострить так называемый Ольстерский конфликт, формально окончившийся в конце XX века, и активизировать ирредентистское движение, направленное на воссоединение территории с Ирландией. Вместе с экспертами разбираемся, насколько реальны такие прогнозы и какое будущее ждет Североирландский конфликт вследствие грядущего «брекзита».
Ретроспектива
Предпосылкой конфронтации стало начавшееся в XVII веке переселение английских и шотландских протестантов на неосвоенные североирландские земли, где проживали католические ирландцы. Конфессиональные и этнические различия стали базой конфликта, регулярно выливавшегося в кровопролитные войны. Протестанты стали доминирующей силой в регионе, что позволило Британскому правительству присвоить себе данные территории, отделив их от Ирландии. Последствием этого стало притеснение коренного католического населения, не имевшего представительства в Парламенте.
Новый виток ирредентистских настроений среди этнических ирландцев, стремившихся воссоединиться с Ирландией, спровоцировал последнее столкновение, о котором чаще всего говорят в контексте североирландского конфликта – The Troubles 1960 – 1990-х годов. Конфронтация сопровождалась террорами Ирландской республиканской армии (ИРА), беспорядками и многочисленными жертвами. Усилиями британского и ирландского правительств конфликт был улажен, и на референдуме 1998 года были приняты Белфастские соглашения, установившие нынешний статус Северной Ирландии как особого субъекта в рамках Соединенного королевства со своими представителями в парламенте и местными властными институтами.
В рамках урегулирования конфликта со стороны ЕС (сначала ЕЭС) была оказана значительная финансовая помощь Северной Ирландии, направленная на поддержание социально-экономической стабильности в регионе: за 1990-е годы (в основном, еще до окончания конфликта), ЕС направил туда более 650 млн. долларов.
Современное состояние конфликта
Однако, несмотря на формальное урегулирование конфликта в 1998 году, в североирландском обществе сохраняется главное условие для его активизации – разрозненная этно-конфессиональная структура. Более того, если раньше доминирующей группой были британские англикане, то сейчас ситуация изменилась: по результатам опроса социологической службы «Northern Ireland Life and Times», равные доли североирландского населения идентифицируют себя как британцы и ирландцы. В то же время, среди религиозного населения 41% называют себя католиками, 42% – протестантами.
Такое разделение не условно, а вполне реально: 90% детей в Северной Ирландии ходят в разные школы в зависимости от своей национальности и вероисповедания, а в Белфасте до сих пор сохраняется сегрегированное расселение жителей.
«Брекзит» как новый фактор активизации конфликта
На июньском референдуме относительно выхода из ЕС Северная Ирландия проголосовала против «брекзита», но стоит обратиться к карте распределения голосов по избирательным округам, чтобы уловить любопытный электоральный тренд: округа, принадлежащие «ирландским» графствам, не одобрили идею «брекзита» в то время как протестанты в основном поддержали инициативу.
Такое распределение голосов позволяет судить о переходе конфликта с этно-конфессионального уровня на качественно новую ступень столкновения социально-экономических интересов. Если мотивы североирландских британцев банально объясняются общегосударственными тенденциями, то для жителей «ирландских» графств Северной Ирландии, находящихся ближе к границе, выход из ЕС ставит вопросы внешней торговли (попадания местной сельскохозяйственной продукции на общеевропейский рынок), туризма и безопасности границ в связи с близостью Ирландии – члена ЕС. Более того, справедливо задаться вопросом об активизации националистических ирредентистских настроений среди этнических, так как свободный рынок и открытые границы, которые Соединенное королевство рискует утратить, до этого момента сдерживали их.
Игорь Ковалев, доктор исторических наук, заместитель декана факультета Мировой экономики и Мировой политики НИУ ВШЭ, рассуждает о потенциальных последствиях «брекзита» для Северной Ирландии:
«На самом деле, «брекзит» уже в определенной степени повлиял на развитие Североирландского конфликта с позиции как Великобритании, так и Ирландии и даже местных политических сил. На мой взгляд, здесь стоит задаться даже более глубоким вопросом: сами результаты летнего референдума относительно выхода Соединенного королевства стали одним из изменений в развитии Североирландского конфликта на современном этапе. Тот факт, что большинство в данном регионе проголосовало за сохранение членства Великобритании в Евросоюзе, демонстрирует изменение сил, которое произошло в Северной Ирландии: здесь уже нет абсолютного доминирования протестантов. Для ирландского местного населения, составляющего теперь большинство в регионе, членство в ЕС – это возможность сохранить не только трансграничные связи, (в первую очередь, свободу передвижения, о которой сейчас активно пишут в ирландской и даже британской прессе), но и те трансферты, которые Северная Ирландия получала из Евросоюза как один из наиболее бедных регионов в Соединенном Королевстве. Многие местные политики всерьез опасаются, что выход из состава ЕС серьезно ударит по экономическому благосостоянию провинции и сократятся возможности по модернизации местной экономики и хозяйства. Поэтому, безусловно, Северная Ирландия будет отстаивать свою позицию по данному вопросу и всячески пытаться добиться того, чтобы эта позиция, как минимум, была учтена в начале «развода» Великобритании с ЕС – формировании того плана, который, судя по всему, будет обнародован только в марте 2017 года – и в течение последующего длительного переговорного процесса.
С другой стороны, все это может привести к очередному обострению формально разрешенного конфликта. Во всех предыдущих документах как раз было написано, что будущее Северной Ирландии должно решаться волеизъявлением народа. Если сама Великобритания провела референдум по поводу выхода из ЕС, то почему Северной Ирландии нельзя провести аналогичных референдум по вопросу вхождения в состав Великобритании и присоединения к Ирландии? Предшествовавшие референдумы проводились в условиях доминирования протестантского населения, однако изменения этно-конфессионального состава провинции привели к тому, что большинство превращается в меньшинство, так что можно делать соответствующие выводы относительно результатов будущего референдума, если таковой состоится.»
Взгляд изнутри
Джон Деван, студент университета Св. Эндрюса из Ирландии:
«Результаты референдума относительно членства Соединенного Королевства в ЕС шокировали и разочаровали Ирландию, так как подавляющее большинство местного населения верило, что британцы займут позицию консервативной партии и решат остаться в ЕС. Никто не предполагал, что люди будут так недовольны членством в ЕС, и лично меня это заставляет задуматься: насколько остальные страны удовлетворены Союзом и не захотят ли они в скором времени также его покинуть? Несмотря на то, что Соединенное королевство всегда выделялось среди членов ЕС хотя бы тем, что с относилось к идее Союза с определенной долей сомнения, сохранялось убеждение, что Британия в своих же интересах должна, скорее, быть членом ЕС, чем находиться за его границами.
На референдуме североирландский народ высказался против выхода из ЕС и пренебрежение его мнением ставит перед «севером» вопрос воссоединения с Ирландией вопреки условиям Белфастских соглашений. В то время, как большинство ирландского населения явно поддерживает идею Объединенной Ирландии, «на севере» пока не сложилось однозначного мнения. С другой стороны, патриотический национализм в регионе «стареет», особенно, в Ирландии: молодые люди не стремятся воссоединиться с народом, к которому лично имеют весьма опосредованное отношение. Так что мечты об Объединенной Ирландии пока остаются лишь мечтами старшего поколения, далекими от претворения в жизнь.»
Автор: Александра Фокина