Прогресс проникает во все сферы общества, за последние два десятилетия он затронул и веру. Пятнадцать лет назад с трудом можно было представить священника с гаджетом, который, к тому же, ещё и активный «юзер» сети Интернет. Новые технологии – то, без чего сегодня не может полноценно существовать даже такой традиционный общественный институт, как церковь. Давайте посмотрим на «новшества» в этом институте на примере Русской Православной Церкви.
Компьютер появился в русской церкви одновременно с тем, как им начали пользоваться большинство организаций, – в 80-е годы прошлого века. Первые компьютеры были установлены в издательском отделе Московского патриарха, чтобы облегчить разработку выпуск православных печатных изданий[1]. В 90-годы началось активное использование компьютера, который окончательно заменил печатную машинку и сильно ускорил подготовку официальных документов. Однако доступ к Интернету у священнослужителей появился только в 1996 году. Сразу же после этого, в 1997 году на базе Русской Православной Церкви (далее – РПЦ) открылся официальный сайт Московского патриарха. Начался новый этап для священнослужителей и преподавателей в семинариях – освоение глобальной паутины и компьютерных технологий.
Интернет как новый способ распространения веры
«К сожалению или к счастью, Интернет — это СМИ для бедных. Гораздо проще и дешевле открыть Web-сайт, чем начать издавать газету, сделать радиопередачу, а тем более телепрограмму, или пробиться на телевидение либо в большую прессу со своей информацией. Из-за этого мысль церковная и перешла в Интернет», – заявил в одном из интервью[2] священник Русской Православной Церкви, протоиерей Всеволод Чаплин. Сегодня Интернет для РПЦ – способ общения с прихожанами (на официальном сайте публикуются последние новости, указы и т.д.), а также путь к распространению веры. За время существования Интернета в сети появилось множество разных православных сайтов и порталов, где пользователи не только могут узнать о религии всё, но и пообщаться с другими верующими.
«В Англиканской церкви уже существует должность «веб-священник», суть которой состоит в передаче основных церковных новостей в сеть, а также в консультировании прихожан «онлайн»
Испокон веков огромное значение для веры занимали образ и звук: богослужение, церковное пение, иконопись, устные предания. Интернет сделал невербальную коммуникацию между церковью и прихожанами доступнее: в сеть загружаются записи богослужений, изображения икон и памятников церковной архитектуры, а также всевозможные иллюстрированные истории и статьи, созданные на основе Библии. Кроме того, в социальных сетях создаются группы о православии и истории христианства, которые набирают тысячи подписчиков. К примеру, страница под названием «Верую. Православие» пользуется огромной популярностью среди молодых пользователей: на неё подписаны более чем 630 тысяч пользователей. В сообществе публикуются цитаты священнослужителей, новости из мира церкви, напоминания о православных праздниках и отчеты после их окончания. Такого рода сайты и материалы позволяют православной церкви непосредственно напоминать людям о необходимых правилах, принципах и догмах. «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети – всё это даёт новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там – значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев», – такие слова прозвучали от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в докладе на Архиерейском соборе. Однако, по мнению Патриарха, в интернете можно найти «множество лжи, лицемерия и ненависти» о церковной жизни. К слову, сам Патриарх Кирилл имеет странички в таких крупных социальных сетях, как Вконтакте и Facebook. Первое лицо РПЦ не скрывает, что является активным Интернет-пользователем, тем самым подавая пример другим священнослужителям. Представители церкви, создавая аккаунты в глобальных сетях, вероятно, стараются не отставать от общества и следовать его законам, пытаются говорить с населением на привычном для него «онлайн-языке». Возможно, если технологии продолжат с такой скоростью проникать в церковную среду, а религиозная культура продолжит смешиваться со светской, традиции, которые веками объединяли людей, начнут терять своё значение и уходить в прошлое. Модернизация религии может обернуться кардинальным изменением в менталитете, а значит, в привычках и нормах поведения представителей церкви. Интересно, что в Англиканской церкви уже существует должность «веб-священник»[3], суть которой состоит в передаче основных церковных новостей в сеть, а также в консультировании прихожан «онлайн».
Но некоторые священнослужители сегодня выражают свои опасения по поводу использования Интернета церковью. Они уверены, что такой способ распространения информации противоречит основным духовным принципам. Действительно, рядом с удобством и скоростью Интернет-технологий стоят и «побочные эффекты», которые могут серьёзно отразиться на вере. Главный из них – девальвация духовных ценностей. При лёгкой доступности любой информации, связанной с религией, истинная ценность православных святынь и принципов может быть подменена или вообще утеряна. Вместо паломничества, целью которого является обретение истины и встреча со святыней, можно просто открыть Интернет и посмотреть фотографии и описания этого места. Вместо исповеди в реальной церкви, можно анонимно «исповедаться» виртуальному батюшке на специальном форуме. Вместо многолетнего подробного чтения богослужебных книг и религиозной литературы, можно просто просмотреть краткое описание и понять суть десятков огромных томов.
«Возможно, если технологии продолжат с такой скоростью проникать в церковную среду, а религиозная культура продолжит смешиваться со светской, традиции, которые веками объединяли людей, начнут терять своё значение и уходить в прошлое»
Кроме того, распространение веры посредством Интернета может представлять серьёзную угрозу для церковной иерархии. Новый способ коммуникации ломает привычное деление церкви, основанное на географическом признаке. Глобальная сеть необъятна, а поэтому не зависит от географии. Таким образом, священнослужителям будет невозможно отслеживать и проверять всю информацию, которая будет появляться в сети. Неизвестно, кто будет отвечать за неё, так как логично, что иерархия, прописанная в церковных писаниях и документах, не предполагает закрепление того, кто должен контролировать поток информации о церкви в независимый по своей природе Интернет.
Новое поколение священнослужителей
Молодые люди, желающие в будущем стать священнослужителями или преподавателями в духовных академиях, отличаются от своих предшественников. Помимо основных наук по направлению, они теперь изучают и новые технологии. Юных духовников учат, как пользоваться компьютером и как использовать его в рамках церковной службы. Так, почти каждая академия и семинария сегодня имеет своё периодическое издание, которое готовят и выпускают семинаристы, участвует в онлайн-конференциях или имеет доступ к электронным библиотекам со специализированной литературой. Многие семинарии, например, в Екатеринбурге и Самаре, самостоятельно оборудовали компьютерные классы[4]. Так, студенты активно используют сеть, чтобы читать богослужебные книги, изучать другие конфессии в рамках определённых дисциплин, а также знакомиться с историей и географией. Однако новое поколение иначе относится к компьютерным технологиям и Интернету: есть вероятность, что Интернет-зависимость и увлечение социальными сетями не обойдет даже учеников семинарий, имеющих доступ в сеть. Традиции и новые технологии снова сталкиваются между собой. Сольются ли они или, наоборот, разойдутся – покажет время.
Выход в свет
Каноны и отход от них стоит рассмотреть на примере популярного телешоу «Голос». Напомним, что победителем последнего сезона стал представитель православной церкви – иеромонах Фотий. Священник был настолько популярен, что набрал 76% голосов. К слову, в ролике-презентации Фотий с гордостью показывал своё «рабочее» место – компьютерный стол с новейшей техникой, за которым иеромонах верстает и готовит к выпуску церковные журналы, а также ищет на просторах сети различную информацию. Монастырь – место, где человек должен постичь себя, максимально отстранившись от всех внешних проблем, однако Фотий, как выяснилось, наоборот, в курсе последних новостей политики. После завершения «Голоса» общество начало спорить: должен ли священник участвовать в светской телевизионной программе и разрешено ли это. Однако после того, как глава РПЦ Патриарх Кирилл поздравил Фотия с победой, всё стало понятнее – русская церковь не против такого появления священнослужителя на экране главного телеканала страны. Трудно представить, чтобы ещё век назад священнику позволили стать «звездой». Почему представитель церкви с таким отрывом одержал победу, хотя его соперники обладали не менее сильными голосами? Был ли это продуманный ход РПЦ, основанный на пропаганде веры в нелёгкое для страны время, или же реальная сила голоса участника? Мы не в праве однозначно ответить на эти вопросы, но предлагаем нашим читателям задуматься над ними.
Автор: Алина Максименко
Источник главного фото: progorod62.ru
[1] «Православная церковь и Интернет. Мир ПК. 2003 год // http://www.osp.ru/pcworld/2003/05/165719/
[2] «Православная церковь и Интернет. Мир ПК. 2003 год // http://www.osp.ru/pcworld/2003/05/165719/
[3]В Англиканской церкви существует должность веб-священник. 12.05.2015// http://www.otule.ru/obrazovanie/1741-v-anglikanskoy-cerkvi-suschestvuet-dolzhnost-veb-svyaschennik.html
[4] «Православная церковь и Интернет. Мир ПК. 2003 год // http://www.osp.ru/pcworld/2003/05/165719/