В современном мире люди ежедневно занимаются прослушиванием музыки. Музыка нередко служит успокоительным средством в тяжелое время, а также способна поддерживать веселую атмосферу в компании. Но возможности «музыкальной помощи» могут выходить за рамки обыденного применения.

Попробуем взглянуть на музыку под другим углом. Способна ли она помогать в более широком спектре проблем?

Уже второе столетие специалисты используют музыку в качестве психотерапевтического метода, который именуется музыкотерапией. Принцип действия данного метода лечения – воздействие на организм посредством ритмических колебаний – их способны чувствовать внутренние органы, нервная система и даже мускулатура. А также оказывается эмоциональное воздействие на пациента. Естественным образом тип музыки, ритм, темп подбирается индивидуально под каждого человека.

Музыкотерапия на данный момент имеет широкий спектр применения для лечения и профилактики неврозов, переутомления, бессонницы, гипертонии, и многих других болезней. Но касается ли это более серьезных заболеваний? Ответ науки: «Да!». И одним из таких заболеваний является аутизм.

В 2004 году исследование американского врача Джорджа Уиппла (Whipple J.) показало, что музыка положительно воздействует на детей и подростков, больных аутизмом. Например, было замечено возрастание коммуникационных аспектов, небольшое улучшение внимания, координации, а также снижение беспокойности.

Далее мы рассмотрим каждый аспект подробнее.

Музыка уменьшает беспокойство.

Обычно, дети больные аутизмом больше раздражаются на поступающий стимул, чем здоровые дети. В связи с этим, больные аутизмом чаще страдают повышенной тревожностью.

Краткосрочное исследование 2006 года, проведенное Эрин Азбелл и Терезой Лакинг (Erin Azbell, Teresa Laking), американскими психологами штата Висконсин, показало снижение уровня тревожности благодаря музыкотерапии всего за 4 недели. После 16 коротких 20-ти минутных сеансов под ритмичную музыку испытуемые, получавшие лечение, проявили уменьшение тревожности, а также были заметны улучшения в общем поведении ребенка.

Музыка улучшает социальные навыки.

На протяжении многих лет популярность музыкотерапии, в качестве лечения детского аутизма, росла. Так, например, в 2009 году исследователи Джина Ким из Кореи, Тони Уиграм из Дании и Кристиан Голд из Норвегии (Kim, J., Wigram, T., & Gold, C.) наблюдали улучшение социальных навыков детей с аутизмом от 3-х до 5-ти лет, которые проходили лечение музыкотерапией. Работа была основана на том, что детям для игры давали музыкальные инструменты вместо обычных игрушек; помимо того, что у детей развивалась моторика, они также легче шли на контакт с терапевтами. Благодаря музыкотерапии дети впоследствии стали лучше выражать свои эмоции и проявляли социальную активность во время музыкальных сессий. Дети успешнее шли на контакт друг с другом и, главное, с терапевтами. Иными словами, музыкотерапия открывает для страдающих аутизмом реальный мир с реальными людьми, давая при этом шанс на взаимодействия детей с этим миром.

Музыка способна изменять обычное поведение больных аутизмом.

У больных аутизмом людей, как правило, наблюдаются поведенческие нарушения, которые характеризуются повышенным беспокойством, возникновением желания тактильного контакта (иногда рукоприкладства), шумностью, частыми истериками и невнимательностью. В 2012 году ученый Научного университета Малайзии провел десятимесячное исследование на 41 ребенке с аутизмом. В качестве метода ученые использовали музыкально-двигательную терапию. Основная идея данного метода заключается в том, чтобы дети, работая в группах, улучшали свои коммуникативные навыки, а также моторику и речевые центры. Стоит отметить, что большой проблемой для больных аутизмом является неспособность к выражению своих мыслей, но музыкально-двигательная терапия помогает пациентам выражать мысли и эмоции при помощи пластики.

Еженедельные несколько часовые сеансы музыкально-двигательной терапии, согласно исследованию, снизили общий уровень беспокойства, агрессии и шумности более чем у половины испытуемых.

Как музыкотерапия помогает при аутизме?

Ни для кого не секрет, что музыкальная терапия положительно влияет на больного человека, но как объяснить ее воздействие? В университете Биелефальда в Германии нейробиологи задались этим вопросом и смогли найти на него исчерпывающий ответ.

Нейробиолог Неха Кетрапаль составила модель нейробиологических и когнитивных компонентов, в которой в качестве основного механизма, положительно влияющего на больного, является тональное кодирование. Точное восприятие закодированного тона, согласно данной модели, способно вызывать те или иные эмоции.

Они высказали предположение о том, что наш мозг биологически предрасположен к восприятию определенного тона, его кодированию и дальнейшей обработке. Предположительно, в мозгу для этого имеется специальный модуль, который сохраняется при аутизме и продолжает выполнять свои функции. Гипотетически мы можем воздействовать на данный модуль и тем самым улучшать воздействие музыкотерапии на больных аутизмом.

Несомненно, музыка является эффективной профилактикой болезней, но не стоит забывать, что это еще и отличный способ получения удовольствия для обычного человека. Классическая музыка, рок, джаз и многие другие направления легкодоступны современному человеку. Каждое музыкальное направление особенным образом влияет на внутренне состояние человека, настроение, эмоциональность, а некоторые даже полагают, что отражает внутренний мир слушателя. А какую музыку предпочитаете вы?

Список литературы:

  1. Whipple J. (2004). Music in intervention for children and adolescents with autism: a meta-analysis. Journal of Music Therapy. 90-106.
  2. Azbell, E., Laking, T., (2006). The Short-term Effects of Music Therapy on Anxiety in Autistic Children. UW-L Journal of Undergraduate Research, 1-8.
  3. Kim, J., Wigram, T., & Gold, C. (2009). Emotional, motivational and interpersonal responsiveness of children with autism in improvisational music therapy. Autism, 389-409.
  4. See, C. M. (2012) The Use of Music and Movement Therapy to Modify Behaviour of Children with Autism. Pertanika J. Soc. Sci. & Hum., 1103 – 1116.
  5. Khetrapal N. (2009) Why does music therapy help in autism? Empirical Musicology Review, 11-15.