Центр М.О.С.Т. — необычное место неподалеку от московского Парка Горького, которое находится прямо под Крымским мостом. Недавно там открылся музей ретро-автомобилей, где можно увидеть культовые машины разных эпох, причём не просто отреставрированные, но и “прокачанные”. Выставка регулярно сменяется, а всё благодаря тому, что экспонаты на ходу и активно эксплуатируются. Как появилась идея создания музея и какие уникальные модели вы можете в нём найти, рассказал Владимир Семенюта, основатель центра М.О.С.Т. 

Владимир Семенюта, основатель центра М.О.С.Т.

Истоки

Когда мне было лет 12-13, я приболел, меня тогда отправили на лечение в санаторий в Венгрии. В свободное время я часто гулял по городу и однажды наткнулся на машину. Она была красивая: чёрная, большая, двухдверная — я не знал ни модели, ни марки. Но меня она настолько впечатлила, что я просто не смог забыть её очертания. В то время поисковых сервисов в интернете ещё не существовало, поэтому я просто надеялся снова увидеть этот автомобиль. Прошли годы, и случайно в интернете я нашёл ту самую машину. Это был Pontiac Firebird, американский автомобиль 80-го года, который фигурировал в культовом фильме “Смоки и бандит 2”. Не так давно он стоял у нас в музее, а сейчас его увезли в мастерскую для доработки.

Семь лет назад у меня появилась возможность приобрести за относительно небольшие деньги под проект американскую машину. По каким-то объявлениям, никого толком не зная, в Омске я нашёл старый Сhevrolet Сamaro. Это одноплатформенная с Pontiac машина того же концерна, но следующего поколения — со съёмной крышей. Она была в ужасном состоянии: мне даже показывали фото, где в ней спят какие-то животные. Естественно, нужна была реставрация.

Но меня всегда занимало другое — не просто погружение в атмосферу старины через автомобили. Мне хотелось, чтобы машина ездила так же, как она выглядит. Потому что старые авто не очень быстрые, не слишком хорошо поворачивают и тормозят. Я был настроен на проект, связанный с реставрацией и доработкой технических характеристик. 

Заказал запчасти в Америке; сам нашёл людей, которые занимаются ввозом автомобильных деталей — потратил время, силы, деньги, допустил много ошибок на этом долгом и тернистом пути. Я сменил две или три мастерские и понял, что, по большому счёту, никто не может делать это хорошо.

Пришло понимание

Мои финансовые возможности постепенно росли, как и понимание необходимых процессов. Так я решил собрать свою команду и сделать мастерскую Big Boys’ Big Toys. На тот момент у нас в стране для хот-родинга — работы со старыми машинами — практически ничего не было (в том смысле, чтобы ездить на них и получать удовольствие). А наш основной принцип — это активный отдых, то есть повседневная эксплуатация машин, для кайфа. Кроме того, взрослому человеку, особенно мужчине, очень сложно из-за постоянной ответственности и семейных дел найти настоящую отдушину. Стресс накапливается, а какие-то детские радости, искреннее счастье со временем испытать всё сложнее. Машина — старая, со всей её историей, атмосферой — как раз дарит именно это ощущение детской радости.

Мы росли, и наша команда пополнялась профессионалами, многие из которых — инженеры с высшим образованием. В чём-то мы преуспели даже больше западных коллег. Это очень сложно, но нам удалось поставить процесс восстановления и обработки на конвеер. Оказалось, что люди, которые знакомятся с нами и нашей техникой, как правило, влюбляются в автомобильный мир, хотят стать его частью. Я подумал, что многим другим это тоже было бы интересно, если бы они знали о такой возможности. На тысячу человек может, найдётся один, которому это зайдёт, который станет от этого счастливее. Не буду говорить, что это перечеркнёт весь жизненный опыт, но как минимум подарит ещё один повод для радости. А это ценно.

Культовые автомобили — в массы

Именно так мы организовали движение фанатов автомобилей Mad Buckets, где собрали любителей активной эксплуатации старых автомобилей. Организовывали гонки, пробеги. По сути, создали облегчённый вариант того, что делали для себя, и стали приглашать зрителей. Мы поставили перед собой задачу популяризации культовых автомобилей. Пока это не очень раскрученная история в нашей стране, поэтому мы не сильно вкладываемся в рекламу. Большая часть расходов уходит на организацию, аренду треков, безопасность. Но мы огромными постепенными шагами движемся вперёд.

Потом я стал ездить на SEMA Show — это крупнейшая ежегодная тюнинг-выставка, которая проходит в Лас-Вегасе. В октябре прошлого года я познакомился там с владельцем одной из мастерских, похожих на мою — M-Customs, Максимом Боровковым. Мы подружились и нашли в Лос-Анджелесе людей, которые сдают свои старые машины напрокат для свадеб и других мероприятий. В LA культ этих авто, но в целом на них никто особенно не ездит. А мы рванули: взяли кабриолет Сadillac, поехали в Вегас, купили одежду в стилистике фильма “Страх и ненависть в Лас-Вегасе”, погоняли по пустыням. Вернулись, взяли другую машину, поехали в Сан-Франциско, и даже американцы в тот момент сильно удивились: “Ребята, похоже, вы получаете от этих тачек больше фана, чем мы”. Эта фраза подстегнула нас заниматься развитием автомобильной культуры и дальше.

Кастомизация вопреки стереотипным представлениям подходит для любого бюджета. Благодаря этому у нас в тусовке размываются любые социальные границы: простые механики и миллионеры общаются друг с другом без всяких культурных и личностных барьеров, отключаются от условностей и просто получают удовольствие от совместных разговоров. 

Открыть музей? Почему нет!

После совместной поездки в Лос-Анджелес мы с Максимом решили открыть музей, и по удачному стечению обстоятельств такая возможность появилась: наши друзья сказали, что берут в аренду помещение, и спросили, интересно ли это нам. Мы сразу согласились: сделали ремонт, поставили свои авто и потом постепенно устраивали смену экспозиции. Все экспонаты нетипичны для традиционных автомобильных музеев. Ведь на них ездят реальные люди, которые получают удовольствие.

Сам я не сразу научился по-настоящему понимать автомобили, разбираться в них. Всё приходит со временем. Недостаточно просто смотреть на картинки автомобилей в интернете и в журналах, нужно к ним прикасаться, видеть их вживую, на ходу — это открывает машину совершенно с иной стороны. Важно пройти тот этап, когда в первую очередь нравятся самые популярные иконы автопрома — Ford Mustang, старые Lincoln. Пока человек только приобщается к этой культуре, он считает эталоном самые массовые вещи. Когда же они приелись, тогда и начинает формироваться вкус, ты погружаешься, стараешься разобраться, на это уходят годы. Чтобы научиться понимать стили и направления, эстетику и особенности езды, получать удовольствие от каждого из автомобилей — нужно много времени быть погружённым в эту тему. 

Если хотите научиться разбираться в культовых автомобилях, приходите на лекции в музей М.О.С.Т., посещайте мероприятия, которые организовывает Mad Buckets в просветительских целях. Мы делаем это для того, чтобы показать людям особенности и возможности ретро-автомобилей. Нужно ездить в пробеги, а затем снова и снова посещать лекции, слушать экскурсоводов, которые расскажут, в чём изюминка конкретной машины. Без глубокого погружения в тему очень сложно заметить необычные — иногда сумасшедшие, иногда совершенно потрясающие — особенности этих автомобилей, которые сразу в глаза не бросаются, но делают их культовыми.