Процесс миграции населения является неотъемлемой частью современного общества. Некоторые люди меняют место своего жительства из-за работы, другие из-за удачного брака, третьи – по религиозным или политическим причинам. После переезда в другую страну люди сталкиваются с культурой этой страны, прежде им незнакомой, но в то же время они являются носителями своей собственной культуры, которая постепенно начинает влиять на коренную культуру данного общества.
Краткая история и характеристика мультикультурализма
Культура представляет собой сложное и многогранное явление, которое в целом сводится к тому, что это сознательная человеческая деятельность по преобразованию окружающего мира и самих людей, формирующая и организующая жизнь общества, а также влияющая на самих людей через различные каналы, по которым транслируются другие культуры. Именно это определение стоит рассматривать, если речь идёт о различных миграционных политиках, которые в настоящее время существует в мире.
«В современном обществе не существует стран, где до сих пор существуют лишь «монокультуры», всецело сохранившие свои особенности и не подвергшиеся влиянию других»
Каждое государство, принимающее мигрантов, прежде всего задумывается о том, как сделать так, чтобы новые члены их общества не испытывали ограничений в жизни по причине своей принадлежности к собственной культуре. Для этого на государственном уровне проводится политика, направленная на интеграцию мигрантов в социальную среду того или иного общества. Яркими примерами подобной политики являются концепции «плавильного котла» (смешение культур и создание на их основе совершенно новой), «мультикультурализма», который характеризуется одновременным существованием различных культур в одном и том же обществе, а также «ассимиляцией», то есть фактически поглощением одной культурой другой, как правило, инородной. В то время как первый и третий виды являются достаточно старыми явлениями, нашедшими отражение как в миграционной политике Соединенных Штатов Америки, так и всего мира в целом, мультикультурализм довольно молод, он возник в Канаде в 70-х годах XX века. Зачастую эти направления миграционной политики противопоставляются друг другу по той причине, что они по-разному рассматривают взаимодействие культур в обществе.
Концепция мультикультурализма предполагает создание следующих условий для мигрантов:
- Возможность сохранения множества культур в рамках одного государства.
- Формирование терпимости к представителям иных культур.
- Помощь мигрантам в адаптации к местной культуре.
Очень часто данная концепция проявляется в поддержке этнических некоммерческих организаций со стороны государства. Например, проведение расширенного заседания Комиссий Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям председателем Союза Армян России; или введение в школах преподавания на языках этнических меньшинств и мигрантов. Подобная политика является достаточно рискованной по той причине, что она не должна вызывать конфликты и негодование у людей, уже существующих в обществе, где принимается решение о принятии мультикультурного вектора развития.
«Основной особенностью Канады, как страны, является то, что мультикультурализм закреплён на государственном уровне»
В современном обществе не существует стран, где до сих пор существуют лишь так называемые «монокультуры», всецело сохранившие свои особенности и не подвергшиеся влиянию других. Причиной этому являются глобализационные процессы, оказывающие влияние на каждое из существующих обществ, например, сильнейшая унификация в различных сферах общества. Глобализация по своей сути это всемирная политическая, экономическая, религиозная и культурная интеграция и унификация. И именно проявления культурного разнообразия встречаются часто, особенно широко они распространены в крупных странах, таких как США, Канада, Россия.
Канада стала первой страной, внедрившей политику мультикультурализма. В середине XX века в Канаде возникла угроза сепарации, так как одна из её провинций – франкоговорящий Квебек – решила отделиться от страны, чтобы сохранить свою идентичность. Для того, чтобы не терять территорию, власти страны стремились найти цивилизованный выход. Решение этой проблемы – политика мультикультурализма. В 1969 году было принято решение о введении двух языков – английского и французского – как официальных. С 1982 года Квебек имеет статус провинции с языковой и культурной спецификой, а с 1988 года принят закон о мультикультурности Канады.
Основной особенностью Канады, как страны, где ведётся подобная политика, является то, что мультикультурализм закреплён на государственном уровне. Данное обстоятельство находит следующие проявления:
- Наличие СМИ, транслирующих новости не на государственных языках страны.
- Определение национальной политики Канады: «Правительство Канады (также) рассматривает культурную мозаику (разнообразие канадцев по расовому, этническому происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям) как основополагающую национальную черту канадского общества».
- Возможность для любого гражданина Канады во время переписи населения назвать своё этническое определение и добавить слово «канадец», например, русский канадец, украинский канадец или китайский канадец.
«Развитие технологий, а, в частности, Интернета облегчило людям получение информации о других культурах, что позволило им сравнить свою и чужие»
Помимо Канады в настоящее время и Соединённые Штаты Америки также начали проводить подобную политику, однако в Штатах её внедрение происходит не столь успешно: изначально в этой стране была широко распространена концепция «плавильного котла». Однако так как эта идея была сформирована в XVIII в., то она подразумевала, что носителем новой, «сплавленной» из множества, культуры станет человек из Европы. И благодаря этому в стране сформировался эталон WASP – эталон белого человека. WASP- это акроним, который был популярен в Соединенных Штатах в XX веке, и закреплял за собой «привилегированное положение». WASP можно расшифровать как «человек, являющийся представителем европеоидной расы и протестантом англосаксонского происхождения». Таким образом, люди, носившие подобные характеристики сравнивались с теми, кто обладает какими-либо преимуществами по сравнению, например, с афроамериканским населением, мигрантами из других стран или жителями Латинской Америки. Из-за повсеместной глобализации, повлекшей за собой большой поток миграции в США, стало приезжать так много человек, что «плавильный котёл» дал сбой и не смог «сплавить» все культуры в одну. Тогда на первое место вышел мультикультурализм, который и начинал формировать новое общество.
Положительные черты мультикультурализма и его критика
Явление мультикультурализма, с одной стороны, имеет множество положительных черт, поскольку цель его – равенство всех культур, сосуществующих в одном обществе. Также эта политика стремится к снижению количества конфликтов, которые могут возникать в обществе на основе культурных разногласий.
Однако с другой стороны, может оказаться так, что мультикультурализм в современном обществе приобретает негативную окраску. Для этого есть несколько причин.
Во-первых, концепция «мультикультурализма» может провоцировать культурные конфликты. Примером может являться запрет ношения хиджабов в школах Франции. Подобный инцидент вызвал бурю негодования среди людей, прибывших из мусульманских стран, для которых хиджаб является одним из ключевых элементов одежды. Для французской культуры подобный дресс-код не является нормой, так как в этом обществе принято ходить на улице с открытым лицом, а также по выражению лиц люди, принадлежащие к западной культуре, ориентируются на коммуникацию между собой.
«Мультикультурализм характеризуется одновременным существованием различных культур в одном и том же обществе»
Во-вторых, люди могут использовать эту политику себе во благо и, по сути, паразитировать на ней. К примеру, в США существовала практика предоставления льгот на образование для мигрантов со своей культурой, например, афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки. В определенный момент это привело к повышению доли учащихся из этих категорий в университетах. Однако в 2006 году жители штата Мичиган проголосовали за отмену подобных льгот, чтобы все поступающие находились в равных условиях, что вызвало у представителей этнических меньшинств негодование. То есть, таким образом, выходит, что люди требуют от государства уважения и равноправия во всех сферах общества, однако не во всех готовы его принять.
Распространение концепции мультикультурализма связано с глобализацией. Развитие технологий, а, в частности, Интернета облегчило людям получение информации о других культурах, что позволило им сравнить свою и чужие. Из-за упрощения передвижения по миру, вследствие открытия границ практически всех стран, появления лоукостеров, а также развития других доступных средств передвижения, люди, обладающие своими собственными и самобытными культурами, получили возможность представить их людям из других стран.
Таким образом, можно утверждать, что мультикультурализм хоть и существует в современном мире, однако он слабо закреплён на государственном и муниципальном уровнях и существует в таком виде лишь в небольшом количестве стран. Тем не менее неизбежность следования подобной политике испытывает почти каждая страна мира, поскольку в составе их населения сосуществует множество этнических меньшинств с их локальными культурами, которые необходимо принимать, уважать и развивать.
Автор: Волохович Алексей
Фото: yandex.ru/images/