25 февраля на экраны вышла картина-участник прошлогоднего Берлинале «Мистер Холмс» Билла Кондона (Доктор Кинси) по книге Митча Каллина (Страна приливов) «Пчёлы мистера Холмса» (оригинальное название A Slight Trick of the Mind более точно передает суть повествования).
Фильм уже был показан в Москве прошлой осенью на открытии фестиваля Британского кино, однако только сейчас наконец-то выходит в широкий прокат. Роль ставшего сверхпопулярным в современной массовой культуре сыщика на этот раз досталась патриарху кинематографа сэру Йэну Маккелену (Властелин колец, Люди Икс).
Действие происходит в 1947 году, когда 93-хлетний Шерлок Холмс, выглядящий живым анахронизмом на фоне послевоенной английской провинции, вернулся после путешествия в Японию. Он живет с простоватой домработницей Миссис Монро (Лора Линни) и её не по годам смышлёным сыном Роджером, занимаясь разведением пчёл. Параллельно он пытается отвоевать у нахлынувшей старческой деменции последние крупицы памяти, чтобы восстановить обстоятельства дела 35-тилетней давности, заставившего его оставить практику.
Стоит оговориться, что те, кто ждёт от фильма постмодернистской трактовки образа на манер сериала «Шерлок» или закрученного боевика от Гая Ричи будут разочарованы. Суть в том, что «Мистер Холмс» не творение детективного жанра. Главный герой здесь не выглядит превосходящим окружающих гением. Шерлок Холмс предстает дряхлым стариком, использующим способность сопоставлять факты и делать выводы как единственное, что у него осталось. Создатели фильма попытались представить, как бы выглядел персонаж на закате лет, теряющий то, чем он прославился – свой разум. Благодаря мастерской игре Йэна Маккелена на экране возникает образ чудаковатого, страдающего от старческих недугов пожилого человека, который пытается завершить дело своей жизни достойно.
Данная лента это, прежде всего, рассказ об одиночестве перед лицом смерти, о тяжелом бремени ответственности за совершенные ошибки и о непостоянстве памяти. Детективная составляющая – всего лишь повод для раскрытия подлинной человеческой драмы. Не случайно в качестве одной из отсылок к легендариуму мира Шерлока Холмса, бережно расставленных по ходу действия, появляется «Этюд в багровых тонах». В нем, как может помнить вдумчивый читатель, расследование тоже было предлогом для рассказа о неотвратимом роке, постигшем человека.
По атмосфере фильм более напоминает типичную серию классического сериала «Пуаро» с его ностальгией по канувшему в Лету лоску викторианской эпохи. Сюжет развивается с присущей британскому стилю размеренностью, подчеркнутой филигранной работой оператора. Некоторые сюжетные линии, такие как семейный конфликт домработницы и её сына, сцены занятий Холмса и Роджера пчеловодством, флэшбеки из японского вояжа сыщика воспринимаются как излишние. Но не стоит волноваться: в финале все составляющие паззла сойдутся, все ружья выстрелят. И все же у зрителя может остаться ощущение, что он смотрел одноактную пьесу, которая хоть и разыграна блестящей труппой на лучшей театральной сцене, но, кажется, слишком неловко себя чувствует в расширенном формате.
Автор: Анатолий Волохов
Источник фото: kinopoisk.ru