В середине сентября на венгерско-сербской границе произошли столкновения мигрантов c полицией, где последние впервые применили слезоточивый газ, водометы и бронетехнику. Конфликт, вызванный попытками мигрантов прорваться через ограждения – результат ужесточения венгерской политики в отношении беженцев. За три дня до этих событий была перекрыта венгерско-сербская граница, в охране которой теперь задействована армия и полиция, почти тогда же вступил в силу новый аспект миграционного законодательства: 3 года тюремного заключения за незаконное проникновение на венгерскую территорию[1].

Последствия проявились практически сразу: скопившиеся на границе с Сербией мигранты устремились в Хорватию в надежде использовать обходной путь в Западную Европу.

Первоначально Хорватия заявила о готовности помочь оказавшимся на ее территории мигрантам продолжить путь в другие страны ЕС, т. е подтвердила свое положение «транзитной» для них страны. Однако уже через сутки после того, как поток мигрантов превысил 6,5 тысяч человек, хорватские власти заявили о неспособности страны принимать и регистрировать беженцев и перекрыли 7 из 8 пограничных переходов на границе с Сербией[2].

Перспективно Сербия также ужесточит правила в отношении беженцев. Связано это не только с закрытием хорватской границы и строительством венгерского заградительного барьера, но и со сложностями, вытекающими из нового венгерского миграционного законодательства. Легальные попытки попасть в Венгрию практически сведены на нет: подавшие прошение на убежище в Венгрии должны быть зарегистрированы в качестве беженцев еще до въезда, т. е на территории Сербии. Процедура рассмотрения длится в течение 10 дней, а значит, все это время мигрант находится в стране регистрации, и его содержание входит в ее обязанности. Несмотря на то, что на решение предусматривается подача апелляции, участие переводчиков в судебном процессе необязательно[3]. Кроме того, высылка тех, кто не получил статус беженца (например, нелегалы или экономические мигранты), осуществляется часто не на родину, а в третью страну, откуда мигранты прибыли в ЕС[4] – и Сербия входит в эту группу. Таким образом, основная забота по регистрации и размещению мигрантов приходится на государство, чьи экономические возможности для этого не достаточны.

Если же рассмотреть ситуацию в Европе в целом, то ЕС все больше «закрывается» для мигрантов. Кроме упомянутых Хорватии и Венгрии в обход Шенгенских соглашений (предполагающих свободное перемещение в безвизовой зоне) о временном восстановлении пограничного контроля объявили Чехия, Австрия, Словакия, Нидерланды и Германия[5]. Финляндия усиливает контроль на границе со Швецией. Доступ беженцам закрыла Болгария[6].

Несмотря на то, что развитие ситуации выглядит как акт единой политики ЕС, согласованности в действиях его членов в действительности нет. Каждая страна устанавливает ограничения на прием мигрантов в той мере и лишь в том случае, когда видит в этом угрозу для себя. Кроме того, поскольку число прибывающих не уменьшается, ужесточение миграционного контроля в одном месте приводит к массовым и бесконтрольным потокам мигрантов в другом. Что, в свою очередь, ведет к конфликтам внутри ЕС: если несколько стран отказываются принимать мигрантов, встает вопрос, на кого в таком случае ложится ответственность за скопления беженцев на границе. Что, например, и произошло после закрытия венгерско-сербской границы: за сутки в Хорватию из Сербии прибыло 20 000 беженцев. Примерно 10 000 из них были отправлены автобусами в Венгрию, хотя между странами нет договоренностей по приему мигрантов. Однако, как выразился премьер-министр Хорватии Зоран Миланович: «Мы принуждаем их принимать мигрантов, отправляя туда людей. И мы продолжим это делать»[7]. Через несколько дней то же количество беженцев, проехавших всю Венгрию, оказалось уже на австрийской границе. Кроме того, потоки гораздо меньших размеров направляются со стороны Хорватии и Австрии в Словению. В итоге, все названные страны обвиняют друг друга в нарушении права ЕС, Шенгенских соглашений, покушении на целостность границ и отказе регистрировать беженцев.

Также об отсутствии согласия в ЕС позволяет судить тот факт, что идея распределения 120 000 беженцев по странам[8] (относительно малое число против ожидаемого притока иммигрантов в одну только Германию – 800 000[9]), которая активно обсуждается с июня, до недавнего времени не получала поддержки в Европарламенте из-за противодействия стран Восточной Европы и отказа Великобритании участвовать в квотировании. На ускорение принятия решения не могли повлиять ни угроза финансового давления против отказавшихся принимать мигрантов, ни, напротив, выделение средств из бюджета ЕС на урегулирование связанных с этим проблем.

В формировании позиции ЕС по вопросу беженцев Германией также чувствуется неоднозначность. Во-первых, относительно ее экономических возможностей по приему мигрантов. Так, в недавнем докладе Немецкого института экономических исследований (DIW) представлен довольно оптимистичный прогноз: приток мигрантов не повлияет отрицательно на рост ВВП, а, напротив, поддержит его благодаря росту государственных расходов и потреблению беженцами внутреннего продукта. Фигурирует цифра в 500 000 человек в год – столько беженцев может принять немецкая экономика[10]. Между тем за день до публикации вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль заявил, что страна уже практически не способна принимать новых мигрантов[11]. А двумя днями ранее власти Мюнхена не смогли разместить всех беженцев, прибывших за сутки в город: речь шла о нехватке от 1000 до 5000 мест.

Во-вторых, неоднозначна общая политика относительно мигрантов: ФРГ усиливает таможенный контроль на границе с Чехией и Польшей, временно приостанавливает железнодорожное сообщение с Австрией. Одновременно в обсуждениях квотирования неоднократно настаивает на том, что другие страны должны принимать больше мигрантов[12].

Таким образом, несогласованность в действиях членов ЕС и отсутствие четкого видения того, как помочь беженцам, наблюдается на всех возможных уровнях. Во-первых, на уровне государств, чья позиция во многом зависит от доминирования правых или левых сил либо является откликом на общественное мнение. Во-вторых, на уровне государства-лидера, имеющего многолетний опыт во взаимодействии с мигрантами, но до сих меняющего стратегии по мере провала очередной миграционной политики. Наконец, на уровне ЕС, где общие интересы вступают в противоречия с национальными. Но очевидно, что чем больше станут оттягивать вопрос помощи беженцам и проблем, его породивших, тем с большими масштабами последствий придется столкнуться уже в недалеком будущем.

Автор: Ирина Замищак

Источник фото: http://regnum.ru

 

[1] Мигранты вступили в столкновение с полицией // http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150916_hungary_migrants_clashes.

[2]Страны Шенгенской зоны вводят пограничный контроль // http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150913_germany_austria_migrants_border_controls.

[3] Венгрия: законы против мигрантов // http://ru.euronews.com/2015/09/14/hungary-s-new-laws-razor-fence-to-sharpen-refugee-control.

[4] Легко ли выслать из ЕС тех, кого не признали беженцами? //http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150910_eu_migrants_deportation_issues.

[5] Страны Шенгенской зоны вводят пограничный контроль // http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150913_germany_austria_migrants_border_controls.

[6] Болгария закрыла границу для нелегальных мигрантов // http://ria.ru/world/20150920/1264885721.html.

[7] Около 10 тысяч мигрантов прибыли за один день в Австрию // http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150919_austria_migrants.

[8] Страны Шенгенской зоны вводят пограничный контроль // http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150913_germany_austria_migrants_border_controls.

[9] В Германии ушел в отставку министр по делам миграции и беженцев // http://ianews.ru/articles/67547.

[10] Эксперты: 500 000 мигрантов в год Германии вполне под силу // http://www.dw.com/ru/эксперты-500-000-мигрантов-в-год-германии-вполне-под-силу/a-18722117.

[11] В ЕС не смогли договориться о квотах по приему мигрантов // http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150914_eu_migrants_quotas_failure.

[12] Юнкер: Евросоюз должен принимать больше мигрантов //http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/09/150909_ru_s_junker_migrants_crisis.