Европа переживает миграционный кризис: всё больше и больше людей бегут из Северной Африки и Ближнего Востока в Евросоюз, оседая в стихийно созданных лагерях. Одним из таких примеров является лагерь для беженцев во французском городе Кале, расположенном недалеко от бельгийской границы. Однако, ввиду ухудшения криминогенной ситуации, французские власти приняли решение о расформировании южной части лагеря: более четверти людей должны покинуть свои насиженные места. Власти Бельгии высказывают опасение, что беженцы, выгнанные из лагеря, перейдут через границу. Возникает вопрос: насколько законно выселение беженцев из лагеря и закрытие границ?

Закрытие границ и законность подобных мероприятий уже не раз становились предметом обсуждения на разных уровнях. Напомним, что Бельгия – не первая страна в Евросоюзе, которая собирается закрыть границы: до этого временный контроль на своих внутренних границах установили Германия и Австрия. Несмотря на то, что данные меры противоречат основной идее Шенгенской зоны, они разрешены в некоторых ситуациях. Так, согласно ст. 26 Шенгенского кодекса о границах, серьёзная угроза общественному порядку может являться основанием для восстановления пограничного контроля на срок, не превышающий 6 месяцев с возможностью продления данного срока 3 раза[1]. В случае закрытия границ в Германии и Австрии наплыв беженцев был признан угрозой общественному порядку. Более того, вскоре срок закрытия границ может быть увеличен до 2 лет: уже существует проект Еврокомиссии, касающийся данного вопроса[2].

«Согласно ст. 26 Шенгенского кодекса о границах, серьёзная угроза общественному порядку может являться основанием для восстановления пограничного контроля на срок, не превышающий 6 месяцев с возможностью продления данного срока 3 раза»

Вопрос выселения беженцев также представляет интерес для изучения, ведь в судах находится большое количество дел касательно законности подобной меры. Наиболее острая ситуация сейчас в Кале, где было принято решение о расформировании южной части лагеря. Отметим, что в качестве оснований выселения мигрантов из лагеря было предложено принять во внимание решение суда административного центра департамента Нор-Па-де-Кале, города Лилль. Судьи приняли решение о законности расформирования лагеря ввиду несоответствующих санитарных условий, а также угрозы общественной опасности[3]. Тем не менее стоит отметить, что о насильственном выселении речи не идёт, так как данное решение приостанавливает действия властей. На текущий момент задача властей состоит в разъяснительной работе, которая направлена на разрешение проблемы мирным путём: беженцам необходимо осознать, что дальнейшее проживание в лагере не представляется возможным, и следует переселиться в более безопасное место.

Таким образом, данное показательное судебное решение свидетельствует о том, что насильственное выселение мигрантов из лагеря было бы незаконным и противоречило бы основным принципам и нормам международного права (в частности, ст. 9 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»[4]). Однако подобные меры не способствуют разрешению главного вопроса: что делать беженцам после расформирования лагеря?

Согласно Конвенции о статусе беженцев, государство обязано предоставить им права наравне с иностранцами: приобретение движимого и недвижимого имущества, право обращения в суд, социальное обеспечение и так далее[5]. Жилищный вопрос не является исключением – находясь под контролем публичной власти, беженцам гарантируется благоприятное правовое положение.

«Расформирование лагеря в Кале – далеко не первый и не последний случай»

Однако в реальности выходит несколько иначе. Границы ЕС закрываются, а лагерь для беженцев, единственное место их проживания, находится под угрозой скорого расформирования. Предполагается, что все жители «Джунглей» (именно так называют лагерь в Кале) будут переселены в другие лагеря. В частности, в начале марта в 40 километрах от Кале, в пригороде Дюнкерка, был открыт новый лагерь для беженцев Гранд-Сент[6].

Стоит отметить, что подобное решение проблемы не является уникальным. К примеру, схожим образом в 2009 году поступили в Греции, переселив жителей лагеря для незаконных мигрантов в специальный центр в Афинах[7]. Однако, вероятно, такая практика не является окончательным решением проблемы: расформирование лагеря в Кале – далеко не первый и не последний случай. Возможно, что и лагеря, готовые принять беженцев сейчас, окажутся расформированы.

«Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола, касающегося статуса беженцев 1967 г., уже недостаточно»

Бесспорно, действия властей по урегулированию миграционного кризиса в Европе будут ещё долго являться предметом дискуссий. Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола, касающегося статуса беженцев 1967 г., уже недостаточно: не урегулированы вопросы переселения беженцев внутри страны, между странами; статуса лагеря для беженцев и другие. Для восполнения пробела в праве необходимо выработать законодательную базу по вопросам правового положения беженцев и их перемещения внутри стран Евросоюза с соблюдением прав человека и учётом мнения граждан европейских стран, которых кризис коснулся непосредственно. Надеемся, что страны придут к необходимому соглашению.

 

Автор: Анастасия Прокопова

Источник фото: http://redyouth.org/

[1] Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ
(Шенгенский кодекс о границах).

[2] Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation No 562/2006 (EC) as regards the reinforcement of checks against relevant databases at external borders.

[3] «Jungle» de Calais: Le démantèlement de la zone sud du camp de migrants autorisée par la justice // http://www.20minutes.fr/lille/1794399-20160225-jungle-calais-demantelement-zone-sud-camp-migrants-autorisee-justice.

[4] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

[5] Конвенция о статусе беженцев. Принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года.

[6] Baumard M., Delphine Papin D.,  Fattori F. Le camp de migrants de Grande-Synthe, un « anti-Calais » // http://www.lemonde.fr/immigration-et-diversite/article/2016/03/07/le-camp-de-migrants-de-grande-synthe-un-anti-calais_4877592_1654200.html.

[7] Ликвидация лагеря беженцев в Греции обернулась пожаром // http://www.vesti.ru/doc.html?id=301261.