Рациональное мышление, – прокомментировал Джонни.
– Символ столетия. Ура!
Стивен Кинг. Безнадёга.
Научно-технический прогресс, развитие образования и медицины, повышение уровня жизни, массовое производство товаров – все это, как и многое другое, стало результатом внедрения в деятельность человека и общества принципов рациональности. «Разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему превосходство и господство, которое он имеет над ними»[1], – писал в XVII веке Джон Локк. С тех пор рациональность считается главной особенностью западной цивилизации. Стремление к рационализаторству охватывает новые сферы человеческой жизни, а человек становится все более эффективен в своей деятельности. Но не все так однозначно, считает американский социолог Джордж Ритцер, автор концепции макдональдизации.
Макдональдизация, согласно Дж. Ритцеру, – это процесс, «благодаря основным принципам которого ресторан фаст-фуда добивается все большего доминирования в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира».[2] Макдональдизация – это не просто расширение и популяризация сети ресторанов «Макдональдс» по всему миру, это, прежде всего, процесс превращения принципов бизнеса по производству фаст-фуда в принципы жизни современного общества.
По мнению Дж. Ритцера эффективность сети ресторанов «Макдональдс» базируется на следующих основополагающих идеях:
— эффективность или оптимальный метод перехода из одного состояния в другое;
— просчитываемость или акцент на количественных показателях, а не на качественных;
— предсказуемость или гарантия того, что полученные продукты, услуги и результат будут одинаковыми в любом месте и в любое время;
— контроль или использование обезличенных автоматизированных технологий, регулирующих и отслеживающих деятельность любого человека, связанного с макдональдизированной системой.
Другими словами, основной чертой макдональдизации является предельная рационализация цели, средств, способов деятельности и удовлетворения человеческих потребностей. Макдональдизация, таким образом, – это новая разновидность рациональности, свойственной современной эпохе постмодерна.
Макдональдизированные социальные практики оказываются сегодня востребованными во многих общественных сферах. Они позволяют максимально эффективно адаптироваться к высоким скоростям и ритму жизни. В результате макдональдизация проникает в различные сферы жизни общества, обретает новые виды и формы.
Макдональдизация здесь и сейчас
Современные торговые центры являются одними из ярких примеров проявления макдональдизационных процессов. В одном месте на огромных коммерческих пространствах сосредоточенно множество магазинов, ресторанов, кинотеатров, зон отдыха детей и взрослых. Во многих торговых центрах имеются специальные детские комнаты, где родители могут оставить своих детей и «предаться радости» траты семейного бюджета. Подземный паркинг делает процедуру шопинга удобнее. Большинство подобных центров по всему миру имеют одинаковое устройство, схожий набор магазинов и сервиса. Эффективные технологии продаж и рекламы, задействованные в пространстве торгового центра, обеспечивают практически гарантированное извлечение прибыли. Человек же может быть уверен, что в любой точке мира в торговом центре он увидит привычную ему картину.
«Макдональдс» по всему миру, это, прежде всего, процесс превращения принципов бизнеса по производству фаст-фуда в принципы жизни современного общества»
Туризм и отдых сегодня также приобретают черты макдональдизации. Эмоции и впечатления, получаемые человеком сегодня, регламентированы. Покупая пакетный тур или нанимая гида, турист получает наиболее «оптимальный» набор мест, которые он должен посетить. Принцип количества здесь доминирует над качеством. У туриста не остается времени глубоко познакомиться с той или иной достопримечательностью, но он успевает сделать нужное количество фотографий, предназначенных для социальных сетей. Дж. Ритцер отмечает, что даже альпинизм становится макдональдизированной практикой. Для большинства людей, поднимающихся сегодня в горы, имеются прописанные маршруты, время нахождения на той или иной высоте. Все необходимое для восхождения уже «заботливо» поднято на нужную высоту. Альпинизм – это уже не удел одиночек, штурмующих горы, альпинизм – это бизнес, поставленный на поток.
Образование также не является исключением. Система образования – это слаженный механизм подготовки нужных для общества и государства специалистов. Современные школы и университеты сегодня далеки от своих исторических предшественников, где многое строилось вокруг личности конкретного учителя и его взаимоотношений со студентами и школярами. Однообразные программы, планы уроков, стандартизированные тесты и экзамены позволяют готовить сотни и тысячи людей нужного профиля. Однако, подобная стандартизация подготовки и проверки знаний, по справедливому замечанию критиков ЕГЭ и ОГЭ, не гарантирует глубокого усвоения знаний, приобретения важных аналитических навыков и умений. Информатизация процесса образования, его перевод в дистанционную сферу дают возможность прогнозировать дальнейшую макдональдизацию процесса обучения. Подход к преподавателю как к поставщику услуг приводит к тому, что лекторы, читающие материал и привносящие в него частичку «своего», вполне могут быть в ближайшем будущем полностью заменены стандартизированными видеозаписями c необходимой для подготовки информацией, живое общение с преподавателем – различными формами вебинаров.
Американский исследователь Л. Сигал проанализировал содержание первой полосы газет The New York Times и The Washington Post. В результате он пришел к выводу, что передовицы этих газет каждый день имели равное количество колонок национальных, зарубежных и столичных новостей. На количество новостей той или иной группы не оказывали влияние ни мировые тенденции, ни реальное соотношение числа и важности событий, происходящих с мире[3]. Подобное явление было обнаружено и в региональной прессе США в ходе исследования Г. Тачмана[4]. Содержание первой полосы, ее стандартное оформление, баланс различных видов информации в номере, хронометраж видео и аудио записей, объем текстов – все это становится рутинным для коллективов авторов различных СМИ. Медиа, таким образом, превращаются в «фабрики информации», работающие по формализованным процедурам.
«Однообразные программы, планы уроков, стандартизированные тесты и экзамены позволяют готовить сотни и тысячи людей нужного профиля»
Признаки макдональдизации в современном обществе можно обнаружить в большинстве сфер социальной жизни: в системе правосудия (системы мониторинга и учета), медицине (кодирование заболеваний, стандартизированные осмотры), киноиндустрии (ток-шоу с одинаковыми сюжетами в разных странах, однотипные низкокачественные сериалы), политике (внедрение электронного голосования), в законотворческой сфере (от типовых положений до модельных законов межгосударственных объединений) и т.д.
Плюсы и минусы
Макдональдизация как форма рациональности несомненно несет в себе ряд преимуществ. Она увеличивает эффективность различных систем, дисциплинирует человека, развивает у него способность ставить цели. Тем не менее, макдональдизация превращает человека в экономический ресурс, встроенный в различные системы извлечения максимальных прибылей. Это приводит не только к дегуманизации и отчуждению труда в макдональдизированных системах, но и к утрате человеком личных качеств, его заточению в «железной клетке» рациональных систем.
«Хотя экономические факторы лежат в самом корне макдональдизации, она стала настолько желанной, что многие люди и предприятия стремятся к ней как к чему-то самоценному. Многие привыкли ценить эффективность, просчитываемость, предсказуемость и контроль, и ищут их независимо от того, дает это экономический результат или нет», – отмечает Дж. Ритцер. Также он подчеркивает, что макдональдизация созвучна современным социальным процессам: изменению структуры общества, росту благополучия, усилению влияния масс-медиа, ускорению темпов жизни, повсеместной компьютеризации и информатизации.
Дегуманизирующая роль макдональдизации проявляется в ее проникновении в такие сферы человеческой жизни, как вера и религия, любовь и семья, отношения с другими людьми.
Макдональдизация в религии
В современном мире рационализации подвержены не только коммерческие сферы, но и сфера сакрального, которая, казалось бы, остается предельно иррациональной. Социальный исследователь Гузель Юсупова делится случаем из своей этнографической практики: «На одном из разговений после мусульманского поста девушки считали баллы (савапы или вознаграждения): сколько полагается тому, кто пригласил и накрыл стол, а сколько тому, кто пришел. С точки зрения девушек, баллы необходимы для попадания в рай. За каждое благое дело начисляется определенное число савапов. Только набрав их определенную сумму можно попасть в рай». Таким образом, подсчет баллов соответствует сразу трем принципам макдональдизированных систем: предсказуемость, просчитываемость и контроль. Активное участие в жизни общины, организация и посещение совместных религиозных мероприятий отражает идею эффективности. Однако, внутренние мотивы и переживания система савапов не отражает.
Другим примером макдональдизации религиозной сферы является феномен мегацерквей, число которых только в США составляет уже более 1300. Мегацеркви – это протестантские религиозные организации с десятками тысяч прихожан, имеющие все атрибуты бизнес-корпораций и огромные доходы. Мегацеркви представляют собой гигантские здания, с инфраструктурой в виде парковок, детских комнат, магазинов и кафе. Подобные комплексы часто сравнивают с современными торговыми центрами. Службы в подобных организациях часто сопровождаются выступлениями звезд шоу-бизнеса, различными массовыми мероприятиями. Подобные богослужения привлекают, как правило, не менее 2 тысяч человек.
Согласно докладу Leadership Network за 2016 год крупнейшей мегацерковью является организации Йоидо, которая находится в Сеуле. Каждую неделю ее посещает более 480 тысяч человек. Американская община Willow Creek имеет официально-сформулированную бизнес-миссию – «превращение нерелигиозных людей в преданных последователей Иисуса Христа», а также четкий стратегический план по ее реализации. В системе управления Willow Creek работает команда управленцев с бизнес-образованием, часть из которых имеет степень MBA.
«Мегацеркви представляют собой гигантские здания, с инфраструктурой в виде парковок, детских комнат, магазинов и кафе. Подобные комплексы часто сравнивают с современными торговыми центрами»
Скот Тумма и Дэйв Трэвис, исследователи мегацерквей, отмечают: «Даже маленькие церкви изучают опыт мегацерквей и принимают их организационные и управленческие методы, становясь похожими на «минимегацеркви». Многие церкви предлагают широкий спектр услуг не только во время службы, но и в течение недели проводят различные мероприятия, стремясь как к привлечению новой паствы, так и закреплению прихожан, предоставив различные возможности для времяпрепровождения»[5].
Принципы работы макдональдизированных систем не обошли стороной и российские религиозные организации. Так, Русская Православная Церковь реализует в Москве программу «Храм шаговой доступности», что вполне соответствует принципу размещения ресторанов фирмы «Макдональдс». Комплекс Храма Христа Спасителя включает в себя не только сам храм, но также и воскресную школу, Клуб православной молодежи. На территории храма для паломников и туристов открыты «Трапезные», организуются художественные выставки.
Макдональдизация в сфере личных взаимодействий
Система отношений с другими людьми сегодня также во многом приобретает черты макдональдизации. Социальная ценность личности часто определяется числом «френдов» и подписчиков в социальных сетях, а комплимент и внимание подменяется лайками к фотографии. Индивид стремится создать свою «цифровою копию» посредством сети. Его личные качества нивелируются и становятся малозначимыми для окружающих. Принцип «важно не то, кто ты есть в реальности, важно то, кем ты являешься в сети» все активнее завоевывает мир.
Тренинги, книги, телешоу предлагают сегодня готовые упрощенные «рецепты» решения семейных и внутриличностных проблем посредством смены имиджа или получения «советов от экспертов». Популярность приобретают школы пикапа, предлагающие рейтинговую оценку личности на основе внешних признаков – физическая привлекательность, возраст, демонстрируемый социальный статус. Аккаунты «специалистов» по взаимоотношениям имеют тысячи подписчиков. Современный человек находится в поисках инструкции, которая бы предложила ему эффективный, быстрый и гарантированный результат решения личных проблем. Все это упрощает человеческие отношения, низводя их до уровня поверхностного общения, основанного на манипулятивных техниках и умелом считывании имиджевых знаков.
В работе «Макдональдизация общества» Дж. Ритцер на примере холокоста продемонстрировал угрожающие последствия, которые может иметь рационализация социальных процессов. Делая прогноз о будущем исследуемого феномена, Дж. Ритцер полагает, что, несмотря на наличие некоторых естественных и социальных преград, возникающих на пути макдональдизации, она сама и «ее модерновые свойства не только пребудут с нами в ближайшем обозримом будущем, но и продолжат влиять на общество с умножающейся силой».
Автор: Хлопкова Оксана
Источник фото: http://www.1news.az/
[1] Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. М.: Мысль, 1985.
[2] Ritzer G. The McDonaldization of Society 5. Los Angeles: Pine Forge Press, 2008.
[3] Sigal l. Reporetrs and Officials. – Lexington. MA: D.C. Heath and Company, 1973.
[4] Tuchman G. Making News. – New York: Free Press, 1978.
[5] Thumma S., Travis D. Beyond Megachurch Myths: What We Can Learn from America’s Largest Churches. 2007