В Гараже открылась выставка Луизы Буржуа, которая продлится до 18 февраля 2016 года. Творчество Луизы Буржуа относят к ключевым направлениям ХХ века – футуризму, абстракционизму, сюрреализму. Её работы отражают как изменения, происходившие в искусстве на протяжении 20-го столетия, так и личные тайны и страхи, которые она обличала в физическую форму[1].

Есть два варианта посещения этой выставки:

1) проверенный путь: пойти с экскурсоводом, который расскажет о некоторых символах художника

2) рискованный путь: пройти экспозицию самому, рассуждая о том, «что хотел сказать автор». Однако есть большой риск ничего не понять и остаться недовольным выставкой. Либо понять неправильно. Собственно, Буржуа намеренно оставляет пространство для воображения посетителю, полную свободу восприятию. И, как известно, современное искусство подталкивает посетителя к размышлениям, поиску информации на тему «почему это искусство».

На выставке можно увидеть инсталляции, картины, скульптуры. Все объекты включают в себя невероятное количество символов, взятых из жизни самой Луизы Буржуа. При входе в Гараж посетителей встречает огромный паук под названием Maman (мама), поэтому негативные коннотации, связанные с образом паучихи, можно отбросить. Буржуа говорила: «Моим лучшим другом была моя мать, и она была осмотрительной, мудрой, терпеливой, заботливой, разумной, грациозной, утончённой, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук».

Другим знаковым объектом, представляющим собой серию инсталляций, является «Клетка» («cell»). Его название отражает множество понятий: от биологической клетки живого организма до тюремной камеры или монашеской кельи. Для Луизы Буржуа клетка – это контейнер памяти; место, в котором хранятся объекты её повседневности. На первом этаже можно увидеть зеркало и 5 клеток, представляющих эволюцию серии. Особенно интересна «Клетка (последнее восхождение)» – заключительная работа художницы. В центре инсталляции находится большая капля – автопортрет, от капли отходит много ниточек, представляющих то, что она делала в течение жизни.

Огромное зеркало под названием «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» погружает зрителя в мир автора, а вопрос на зеркале отображает двусмысленное восприятие реальности.

На втором этаже интересна единственная парная инсталляция: «Красная комната (Ребёнок)», «Красная комната (Родители)». В комнате ребёнка все предметы отсылают к детству Луиз Буржуа: мотки пряжи и нити символизируют реставрацию гобеленов, чем занимались её родители, руки говорят о потребности в защите. Всё располагается в хаосе, как и состояние детской души. А комната родителей, напротив, организована более симметрично.

Также стоит обратить внимание на работу «Разрушение отца». У Буржуа были сложные отношения с деспотичным отцом потому, что он был хронически не верен матери, был груб по отношению к жене и детям. Эта инсталляция представляет собой акт мести, когда мать и дети, собравшиеся за столом, расправляются с главой семейства и съедают его.

На выставке можно увидеть и серию работ под названием «Женщина-дом», которую можно отнести к сюрреализму. Основная идея серии: из-за дома женщина теряет себя.

Экспозиция представляет много арт-объектов, так что каждый найдёт экспонат, в котором увидит что-то близкое себе, и сможет дать ему самобытную интерпретацию.

Автор: Наталья Белова

[1] http://www.cheimread.com/artists/louise-bourgeois