3 ноября в российский прокат выходит фильм Стефани Ди Джусто «Танцовщица», рассказывающий историю изобретательницы танца модерн Лои Фуллер. Центральной линией сюжета становятся напряжённые взаимоотношения Фуллер со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. «Танцовщица» претендовала на несколько наград на Каннском фестивале, в том числе и на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. Главные роли сыграли Стефани Соколински, Лили-Роуз Депп и Гаспар Ульель.
Во времена belle époque во всём мире шёл технический прогресс, экономика уверенно делала свои успехи, наука развивалась, а культура расцветала. Именно в это время в 1892 году в Париже появилась американская танцовщица Лои Фуллер, которая увидела в новых технологиях настоящее открытие для своей профессии и начала удачно их использовать.
Лои Фуллер, настоящее имя которой Мария Луиза, родилась в США в 1862 году. В своих мемуарах «Пятнадцать лет в жизни танцовщицы» Лои позже напишет, что свою сценическую карьеру она начала ещё маленьким ребенком в школе. Она продолжала свою деятельность и в юном возрасте, играя роли травести, и к 80-м годам добилась небольшого театрального успеха.
Лои в автобиографии вспомнит и то, как родился ее знаменитый танец «Серпантин». В 1889 году, репетируя свою роль в пьесе «Quack M.D.», она надела на себя длинную индийскую юбку. Стоя перед зеркалом, Фуллер взяла подол в руки и начала им размахивать. Ткань скручивалась, извивалась и пропускала через себя свет из окна. Позднее, во время первого представления, зрители назовут танцовщицу «бабочкой» и «орхидеей».
С Дункан она познакомится в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Фуллер к тому моменту уже успеет стать музой Тулуз-Лотрека, Анри-Пьера Роше, братьев Люмьер, Родена и многих других. Публика начнет отождествлять Дункан и Фуллер, и тогда художественный критик Луи Воксель скажет: «Айседора лепит, Лои — раскрашивает. Бесполезно их сравнивать».
Они вместе выступали до 1902 года и действительно были друг на друга совсем не похожи. Айседора черпала свое вдохновение в греческой культуре, была воплощением природы и естественности, Лои всегда была связана с технологиями и различными махинациями со светом и тканью. У них были разные представления о личности танцора – для Фуллер была важна не харизма исполнителя, а абстрактные формы, Дункан же возводила личность в культ. Несмотря на все различия между ними, Фуллер поддерживала Айседору и помогла её карьере в Европе, проспонсировав независимые концерты в Вене и Будапеште.
Айседора умерла на год раньше Лои, в 1927 году. По иронии судьбы обе танцовщицы похоронены на одном кладбище Пер-Лашез в ста метрах друг от друга.
Фильм Стефани Ди Джусто – первая лента, которая рассказывает историю Лои Фуллер. Сама режиссёр, объясняя свое решение снять кино о знаменитой танцовщице, говорит о том, что эта женщина «полностью изменила сценическое искусство в конце XIX века, но её почти никто не знает и не помнит». Её мнение подтверждает исполнительница главной роли Стефани Соколински, которая призналась, что не знала ничего о Фуллер до момента создания фильма.
Однако опровергают это такие издания, как The Hollywood Reporter и Variety. Первое пишет о том, что место Фуллер в истории танца лучше освещается в «Википедии», чем в фильме, второе – о том, что если спросить любого, кто знаком с историей танца, кино или с belle époque, то они вспомнят портретные постеры Жюля Шере, изображающие Фуллер и ее яркую развевающуюся ткань.
При этом, по мнению Variety, в начале фильма незаслуженно появляются слова «основано на реальных событиях». Действительно, в «Танцовщице» много вымышленных моментов: начиная отцом-французом и заканчивая персонажем Гаспара Ульеля Луи д’Орселем, который в действительности никогда не существовал. Луи – покровитель Фуллер в ленте – был придуман режиссёром, потому что ей нужно было «мужское присутствие в фильме, который и так переполнен женщинами».
Оценить степень достоверности кино можно будет самостоятельно уже с 3 ноября. И даже если фильм не совсем точный в плане фактов, «Танцовщица» может подтолкнуть вас узнать что-то новое для себя самостоятельно, а также предоставить возможность просто насладиться картинкой и понаблюдать за игрой актеров.
Автор: Дарья Воробьева
Источники:
- http://www.theupcoming.co.uk/2016/05/16/la-danseuse-the-dancer-an-interview-with-director-stephanie-di-giusto/
- http://www.danceheritage.org/treasures/fuller_essay_sperling.pdf
- http://acceleratedmotion.org/dance-history/modern-motion/loie-fuller-and-isadora-duncan/
- http://www.nytimes.com/books/first/c/current-loie.html
- http://www.hollywoodreporter.com/review/dancer-la-danseuse-cannes-review-893734
- http://variety.com/2016/film/festivals/cannes-film-reviews-the-dancer-1201774311/
- https://en.wikipedia.org/wiki/Loie_Fuller