До российских экранов продолжают добираться премьеры прошлогоднего Берлинале. В этот раз зритель может познакомиться с фильмом Антона Корбейна («Контроль», «Самый опасный человек», музыкальные клипы для U2, Depeche Mode и других) «Лайф», рассказывающем об эпизоде из жизни легендарного голливудского актера Джеймса Дина. Стараниями отечественных локализаторов многозначное в оригинале название «Life» стало апеллировать лишь только к одноименному знаковому журналу.
На одной из богемных вечеринок амбициозный, но не столь удачливый фотограф Деннис Сток (Роберт Паттинсон) встречает неизвестного актера Джеймса Дина (Дейн Дехаан). Чувствуя в нем нечто необычное, Сток загорается идеей сделать серию снимков Джеймса. Понимая, что это его звездный час, Деннис буквально уговаривает экстравагантного артиста сняться для фотосессии. Вместе они некоторое время находятся в Нью-Йорке, а затем отправляются на родину Дина, в маленький городок штата Индиана, где герои уже раскрываются по-новому.
Дин – фигура для американского общества культовая. Самобытному артисту не суждено было вдоволь насладиться славой – он трагически погиб в автокатастрофе на 25-ом году жизни незадолго до премьеры своего второго фильма «Бунтовщик без причины». Актер был дважды посмертно номинирован на премию «Оскар». Так восходящая звезда превратилась в загадочный миф. В 2009 году южноамериканский инвестиционный фонд «Аллан Грей» проспонсировал рекламный ролик «Легенда», рассказывающий вымышленную историю, если бы в той катастрофе он выжил.
Корбейн вновь подтверждает свой статус одного из выдающихся визионеров современности. Перед зрителем предстает полный лоска Нью-Йорк 50-х, по ходу повествования в некоторых кадрах скрупулезно повторяются знаменитые фотографии Стока, они появятся во время титров. От фильма буквально веет холодной красотой выверенных кадров и игрой света и тени. Режиссёр берет отдельный эпизод из жизни Дина и старается развернуть его до полноценной и законченной истории. Если честно, не до конца понятно, о чем конкретно хочет рассказать Корбейн, ведь «за бортом» остается большая часть «канона» легенды о голливудской звезде. Сначала на первый план выходит история талантливого фотографа, пытающегося доказать всему миру, что он чего-то стоит. Затем фокус сдвигается к трагедии (возможно, надуманной) человека, который не готов к славе и молниеносным изменениям в жизни. Претензии критиков, у которых картина оставила смешанные чувства, оказываются вполне понятны.
Корбейну, самому начинавшему карьеру с работы фотографом (создатель появится в камео в качестве одного из фоторепортеров на красной дорожке), сюжет о легенде кинематографа интересен лишь в контексте создания мифа о ней. Именно поэтому действие показано через призму восприятия Стока – это его история. Здесь ведущая партия именно у Паттинсона, по крайней мере, должна быть по задумке автора. И если отойти от концепции «байопика», то фильм заиграет совершенно другими красками.
Режиссер предпринял смелый шаг, пригласив на титульные роли одних из самых неоднозначных актеров современности. Именно ансамбль двоих главных артистов обеспечивает столь необходимую химию между персонажами, которые постепенно становятся друзьями. И пусть по харизме Дехаан явно уступает прототипу своего персонажа, с этим ничего не поделать. Практически никто не знает, кем и чем был Дин. В его исполнении молодой человек рефлексирует по поводу неизбежного звездного статуса, идя наперекор студийным боссам. Здесь олицетворением системы становится Джек Уорнер в исполнении Бена Кингсли.
В итоге зритель получает неровный, но очень приятный фильм о времени завышенных ожиданий, символом которых невольно и стал Джеймс Дин. Может создаться ощущение, что Корбейн сам не знает, куда заведет его банальный эпизод. В этот раз история восходящей звезды неожиданно оказалась и историей о так необходимом порой нам всем возвращении домой.
Автор: Анатолий Волохов