ЛГБТ-кинофестивалю «Бок о Бок» в нынешнем году исполняется 10 лет. За это время было создано больше 20 киноплощадок в разных городах России: Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск – и это далеко не весь список. Как создавался проект? Какие трудности испытывают организаторы? Об этом и не только мы поговорили с основателями фестиваля — Менни де Гуер и Гулей Султановой.
Об идее
Менни: Я из Великобритании. Еще с детства я очень интересовалась Россией. Поэтому получив образование историка, в 1995 году я переехала Санкт-Петербург. Идея о создании кинофестиваля пришла ко мне еще в 2000-ых, когда я путешествовала по России и знакомилась с разными ЛГБТ представителями. Многие из них испытывали большие проблемы из-за того, что они вынуждены скрывать свою ориентацию. И комфортно они могли чувствовать себя только в специальных клубах. Я поняла, что должна менять отношение людей к ЛГБТ. Так, в 2008 году мы провели наш первый «Бок о бок». Наша основная цель — не только показывать хорошее кино, но и на базе фильмов создать диалоговую площадку с обществом.
В целом, могу сказать, что история борьбы за права меньшинств очень похожа. На моей родине, к примеру, во время правления Тетчер был принят закон против ЛГБТ пропаганды. Там также появлялись разного рода правозащитные организации. Были активисты, которые говорили об этой проблеме в прессе. Россия этот этап проходит только сейчас.
О подготовке
Гуля: Готовиться к фестивалю мы начинаем примерно за полгода. Вначале мы формируем костяк фильмов, которые мы будем показывать. Потом из этого всего «вырисовывается» программа мероприятия.
Менни: На показы мы также стараемся приглашать и самих актёров. Соглашаются не сразу. Потому что для одних поездка в Россию – это маленькое приключение, другие же боятся ехать сюда из-за высокого уровня гомофобии. Тем, кто соглашается приехать к нам, мы оплачиваем билеты и проживание.
О требованиях к фильмам
Менни: У нас нет специальной комиссии, поэтому фильмы к показам я отбираю сама — благо, у меня неплохой бэкграунд и десятилетний опыт проведения таких кинофестивалей. В первую очередь, для меня очень важна техническая составляющая фильма. Мне кажется, очень важно, чтобы в фильме были хороший звук и качественная картинка. Большое внимание, безусловно, уделяется тематической повестке. Мы, к примеру, не можем каждый год показывать кино про каминг-аут — такая однообразность может надоесть. Поэтому мы показываем те фильмы, которые могут вызвать новые эмоции и заставить зрителя взглянуть на проблему с другого ракурса. Вот недавно был снята картина про трансгендера. И там делался акцент не на самой коррекции пола, а на том, как он социализировался в обществе. Также еще один из главных критериев — это близость кино к российской реальности. В условиях такой сильной гомофобной кампании, которая проводится в России, нужно посредством искусства показывать, что выход есть именно здесь.
Гуля: Мы стараемся подбирать такие фильмы, чтобы у человека не возникло чувство «безнадеги». Кино, которое показывается в рамках нашего фестиваля, — это всегда попытка подтолкнуть людей к диалогу и рассуждению: как жить в условиях гомофобности, что нужно делать, чтобы борьба за свои права была успешнее и эффективнее.
О дискуссионных площадках
Гуля: Для нас «Бок о Бок» — это не только фильмы и околокиношные темы. Из показанных на фестивале фильмов всегда буквально «выскакивают» темы для обсуждения какой-то определенной проблемы. Многие так называемые «диалоговые» площадки потом вырастают уже в серьезные проекты. Например, в прошлом году, мы провели семинары для журналистов по теме, как правильно писать о ЛГБТ. Там были даже представитель федеральных СМИ.
Менни: Более того, как показали наши внутренние исследования, благодаря таким площадкам люди стали больше интересоваться не просто жизнью ЛГБТ — они начали вникать в какие-то нюансы. Я нередко слышу от слушателей наших семинаров: « О, я раньше этого не знал, спасибо за просвещение, теперь я знаю больше». Это касается даже, казалось бы, самых очевидных вещей. Людям буквально всё нужно разжевывать.
О взаимоотношениях с государством
Менни: Безусловно, работать, до принятия государства гомофобного закона в 2013 было намного проще. Мы устраивали показы в больших кинотеатрах, мы могли распространять нашу агитационную продукции в университетах, школах. После того, как закон приняли, работать стало очень сложно, иногда практически невозможно. С нами отказывались сотрудничать СМИ, мы свернули наши проекты в регионах.
Во время кинофестивалей мы подвергались мародерским нападениям, а однажды нам чуть не сорвали кинопоказ — кто-то сообщил, что в здании якобы бомба. Сейчас стало лучше — закон и тема о «плохом» влиянии ЛГБТ обсуждаются меньше, но дальше этого улучшений пока нет. Остается ждать и просто работать. Главное — не сдаваться.
Автор: Архат Рахимжанов
Источник фото: https://www.flickr.com/people/bok-o-bok/