Первого октября на широкий экран вышел фильм Станислава Сергеевича Говорухина, знакомого зрителям по таким картинам, как «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Weekend» и другим. На этот раз режиссёр решил экранизировать повесть Довлатова «Компромисс». В качестве названия было выбрано заглавие стихотворения Иосифа Бродского (что тоже не случайно – Бродский тесно общался с Довлатовым). Повесть автобиографична, автор рассказывает читателям о своей жизни, обо всех трудностях, с которыми приходилось сталкиваться молодому талантливому писателю (не публиковавшего из соображений цензуры) на поприще журналистики. Как сказал Станислав Сергеевич, он хотел снять фильм про журналиста, а не про Довлатова, поэтому главный герой фильма носит фамилию Лентулов (в отличии от оригинального произведения, в котором повествование ведется от лица самого писателя).
С «Конца прекрасной эпохи» начался 26-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи 7 июня 2015 года. Фильм получил достаточно прохладные отзывы: Говорухина критиковали за поверхностное отношение к материалу. Но тут важно понимать, что режиссёр в фильме использовал собирательный образ журналиста – ведь сама кинолента не только о Довлатове. К тому же, соединить в один сюжет несколько рассказов, обобщить их так, чтобы это смотрелось гармонично – задача не из легких. Наконец, критика не совсем уместна, потому как Говорухин действительно знал, о чём снимает. Примерно в то же время (в 60-е) он сам работал журналистом и, как он говорит, ситуации, в которые попадал режиссёр, иногда были совершенно идентичными тому, что описывалось Довлатовым.
Почему можно считать, что Говорухин действительно хорошо снял этот фильм? Возможно, потому что с самого начала просмотра у зрителя возникает ощущение абсурдности происходящего, которое на протяжении фильма только возрастает, и в конце его не покидает вопрос: как могли люди всё это терпеть на протяжении десятков лет? И ведь многие понимали, что происходит (особенно в журналистской среде, которая была одним из инструментов пропаганды и, в то же время, сферой деятельности многих интеллигентных людей), но никто ничего не делал. Как будто им не хватало ни моральных, ни физических сил на борьбу с окружающей действительностью, и они просто смирялись.
Фильм, как и книга, состоит, по сути, из набора житейских анекдотов, объединённых сюжетной линией. Поэтому он легок к восприятию и будет понятен даже нынешнему поколению. И так же, как Довлатов в книге, режиссёр в своей ленте не задаёт конкретных вопросов. Скорее всего, зритель, просмотрев фильм, не сможет сказать, откуда в нём взялось это ощущение абсурдности происходящего – оно рождается из поведения людей, показанного в фильме. В этом контексте можно сказать, что герои придерживаются учения Камю о человеке абсурдном. В этом, наверное, и состоит мастерство режиссёра – задать вопрос, не задавая вопросов. И Станислав Сергеевич показал своё мастерство, сняв «Конец прекрасной эпохи».
Автор: Даниил Назаров
Источник главного фото: http://www.film.ru/