Год назад, в ноябре 2018, стало известно, что киноцентр «Соловей» на Красной Пресне, построенный в 1989 году, подлежит сносу. Казалось, всё решено: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подписал официальный документ, согласно которому на месте кинотеатра будет построен гостиничный комплекс с небоскребом в 22 надземных и 3 подземных этажа.
Новость не оставила жителей столицы равнодушными: инициативные москвичи открыли сбор подписей против сноса архитектурного памятника на Change.org. Петицию подписали уже более 105 тысяч человек, будут проводиться митинги и культурные мероприятия — выставки, показы, посвященные киноцентру. Однако кажется, что голос народа останется неуслышанным; сначала затишье, затем множество предполагаемых дат сноса…
Вспомним историю «Соловья», чтобы разобраться, почему москвичи так полюбили киноцентр, каковы истинные причины сноса здания и есть ли шансы на его спасение.
Криминальное прошлое
Ситуация с предполагаемым сносом киноцентра на Красной Пресне, за которой десятки тысяч москвичей наблюдают онлайн в Фейсбуке и лично на пикетах, не менее запутана, чем история его появления. После ряда статей стало очевидно, что здание всегда будто притягивало неприятности, более того, оно становилось причиной громких конфликтов и даже смертей.
В 1989 году здание, сконструированное в духе «советской готики» — с серыми плиточными стенами и резкими, грубыми формами, впервые увидело свет. Его придумал архитектор Владимир Гинзбург, которого в будущем его же детище и «погубит». Дело в том, что изначально «Соловей» состоял из Музея кино и четырех залов, остальные сдавались в аренду. Одним из арендаторов являлся валютный клуб «Арлекино» — вокруг него и будут происходить войны за владение зданием, борьба настоящих бандитских группировок 90-х и еще множество историй, вызывающих немало вопросов. Например, в 1997 году буквально у порога киноцентра был застрелен хозяин клуба Анатолий Гусев. Подробности его убийства не ясны до сих пор, однако известно, что буквально через пару месяцев после инцидента пропал Владимир Гинзбург, придумавший проект киноцентра. А в начале 00-х «бойцовский клуб» будет закрыт.
Точка протестов
Впрочем и после «Арлекино» киноцентр на Красной Пресне будет оставаться местом беспокойств. Начнется долгая история борьбы Никиты Михалкова за Музей кино, внезапно возникнет некий адвокат Юрий Соловей, который свяжет свое имя с названием кинотеатра, а клеймо казино, как и его криминальные владельцы, будут продолжать «оккупацию» вокруг него. В 2004 году будет проведен митинг в защиту Музея кино, который, помимо сообщества московских кинолюбителей, посетят такие личности, как братья Дарденн и Квентин Тарантино.
Так, «Соловей» постепенно преображается в hot-point для защитников наследия кинематографа. Уже в те времена сформировалось лицо легендарного кино-заповедника, где понятие «значимость» выходило на первый план: культовые кинофильмы, пользующиеся популярностью у зрителей, показывали по несколько лет, и эта традиция сохранилась до сих пор.
За что борются москвичи
Сегодня в киноцентре «Соловей» функционируют 24 зала. Он имеет уникальный репертуар картин. В кинотеатр можно прийти и сегодня, чтобы посмотреть красочную «Светскую жизнь» Вуди Аллена или оскароносную «Великую красоту», снятую Паоло Соррентино в 2013 году. Другой «кейс», запомнившийся москвичам — полуторагодовой показ мюзикла «Ла-Ла-Ленд», который стал настоящей звездой 2016 года. Культовым стал и внутренний дизайн киноцентра, сотканный из постеров кинофильмов различных стран и годов.
Но самое главное: люди приходят сюда не случайно. Киноцентр на Красной Пресне не является сетевым, он не привязан к торговому центру и каким-либо фастфуд-забегаловкам. Сюда идут с определенной целью.
Вопрос о сносе «Соловья» обсуждался еще с 2010 года. Однако каждая сделка заканчивалась для владельцев неожиданными отказами. Одна из последних и наиболее громких — сделка с группой ПИК Гордеева, оборвавшаяся в связи с массовыми протестами, которые повлекли страх инвесторов за репутацию бренда. А в 2018 году началась новая борьба — и в этот раз владельцы (до конца непонятно, кто они), давно потерявшие интерес к киноцентру, намерены завершить это дело.
Сносить нельзя помиловать
«Ведомости» сообщают, что на месте «Соловья» построят гостиничный комплекс с досуговым центром. Это и вызвало общественное негодование: на месте памятника советской архитектуры, культового места, будет построено небоскрёб в духе башен на Международной.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом:
Когда утверждались правила землепользования и застройки в Центральном округе, рассматривались и проекты по этому киноцентру. В округе было много спорных точек, но именно эта не вызывала ажиотажа и противодействия.
По его словам, никто не посетил публичные слушания по вопросу строительства комплекса на месте кинотеатра, проведенные еще в 2009 году.
Дебатов не было.
С другой стороны, инициативных жителей столицы поддержал министр культуры Владимир Мединский, назвавший частный комплекс «очередной безумной застройкой» и выступивший за сохранение культурного наследия города.
В конце октября нынешнего года была объявлена дата сноса киноцентра — 15 ноября. Однако активные действия москвичей — ежедневные одиночные пикеты, обращения к органам власти, вовлечение в процесс Пресненских муниципальных депутатов и СМИ, оффлайн сбор подписей — повлекли за собой реакцию. По официальному объявлению, «Соловей» проработает до 2 декабря 2019 года.
Как москвичи спасают «Соловей»
В октябре защитники киноцентра создали общедоступную группу в Фейсбуке. Там публикуется информация о пикетах и общественных выступлениях, а также последние новости и материалы из СМИ. На момент написания статьи группа насчитывает более 1100 участников.
В обсуждениях, помимо жителей Пресненского района, желающих сохранить культурное наследие и общественных активистов, участвуют журналисты, адвокаты и районные депутаты.
Активное участие в сборе подписей приняла муниципальный депутат Пресненского района Анастасия Ромашкевич, создавшая петицию на имя мэра Москвы Сергея Собянина.
Анастасия делится с нами:
«Огромное количество людей занимается спасением киноцентра. Среди них, например, Наталия Шевченко, Наталья Сильченко, которые ежедневно пикетируют и собирают живые подписи рядом со зданием кинотеатра. Москвичи не хотят видеть на месте любимого киноцентра нечто ужасное — то, что изображено на эскизах жилого комплекса. Как журналист, который пишет про архитектуру, могу сказать, что здание само по себе представляет памятник эпохи советского модернизма. Но, к сожалению, сейчас «Соловей» невозможно официально признать архитектурной ценностью — зданию меньше 40 лет (Киноцентр основан в 1989 году — прим. автора), поэтому его не поставят под охрану.
Говоря о культурной значимости, Анастасия добавляет:
А мы можем лишиться одного из немногих напоминаний о сталинской эпохе, для который характерны брутализм и несуразность. Да, архитектура кажется ужасной. Но на самом деле мы еще не успели посмотреть на это здание так, чтобы осознать всю его ценность.
Пользователи социальных сетей тоже поддерживают кинотеатр: молодые люди размещают ссылки на петиции, используют хештеги, а также рассказывают о приятных воспоминаниях, связанных с киноцентром.
Впрочем, не все пользователи видят в сносе «Соловья» крупную потерю:
(Не)компромисс или переезд «Соловья»
11 ноября стало известно, что «Соловей» переедет в кинотеатр «Каро». Предполагается, что на площадках сети будут представлены репертуар и ценовая политика киноцентра после его закрытия. Хотя большую часть пользователей эта новость не обрадовала: по их мнению, любимый киноцентр имеет особую «ауру», а слова об установлении «демократических цен» и вовсе были восприняты скептически. Кроме того, такая новость была воспринята москвичами как «гарантия» сноса кинотеатра на Баррикадной. Но и сдаваться никто не намерен.
«Хочу помочь киноцентру на Красной Пресне! Что делать?»
Защитники Киноцентра создали группу, в которой ежедневно публикуется новая информация о пикетах, петициях и других мероприятиях. Также можно подписать петицию на Change.org и поделиться этой информацией со знакомыми.
Текст и фото обложки: Полина Свертилова