Начинаем новый учебный год с размышлений об эффективности школьного образования. Что можно и нужно менять в школах прямо сейчас? Чему должна учить современная школа? Кто они – учителя XXI века? Разбираемся на примере одной из лучших образовательных систем мира — финской.  

Лучшие мировые практики

Современный мир требует от людей способности постоянно меняться и осваивать новые навыки. Традиционная система подготовки, сформированная в XX-м веке, не отражает потребности общества и рынка труда. Дети продолжают готовиться к реальности, которая осталась в прошлом. 

Критическое мышление, креативность, умение работать в команде, способность постоянно учиться и прогрессировать – всё это базовые характеристики современного успешного человека. В век повсеместного распространения интернета и доступности информации недостаточно познакомить учеников с фактами о мире, необходимо научить ими пользоваться.        

Разберем пример Финляндии, которая уже долгое время возглавляет рейтинг мировых образовательных систем, и посмотрим, как можно применить этот зарубежный опыт в России. 

Школа будущего в Saunalahti Финляндия Детские психологи уже | Архитектурный  журнал ADCity
Школа будущего в Saunalahti, Финляндия. Источник: https://adcitymag.ru

В Финляндии в школе учатся 12 лет. Среднее общеобразовательное обязательное и состоит из двух ступеней: нижней (с 1-го по 6-й класс) и верхней (с 7-го по 9-й класс). В 10-м, дополнительном и необязательном классе, можно улучшить оценки. После него есть два пути: поступить в профессиональный колледж или продолжить учёбу в лицее, это 11–12-е классы в общем понимании.

Основные характеристики образовательной системы Финляндии

  1. Отсутствие стандартизированных тестов или единых экзаменов. Речь идет об отсутствии культуры тестов (разве что выпускные экзамены имеют тестовый формат). Ученики оцениваются на индивидуальной основе. Система оценивания создается учителями на местах. Преподаватели стараются обучить ребенка предмету, а не подготовить его к тесту. Ученики не могут просто отгадать нужный ответ. Они должны знать материал и разбираться в нем.
  2. Высокий уровень профессиональной подготовки учителей. Преподаватели должны обладать степенью магистра, педагогической подготовкой и опытом преподавания (его можно получить в специальных тренировочных центрах для молодых учителей). Профессия учителя популярна и востребована в Финляндии. Высокая зарплата и уважение в обществе создают сильную конкуренцию за место школьного преподавателя. 
  3. Кооперация vs Конкуренция. Искусственная конкуренция не поощряется. Ученики привыкают отслеживать свой прогресс и не гнаться за оценками. Поддерживается здоровая соревновательная атмосфера. Важным навыком становится умение работать в команде и добиваться высоких результатов в групповом взаимодействии. 
  4. Равный доступ к образованию для всех учеников. Отсутствуют школы для богатых и одаренных. Все учебные заведения равны и хорошо обеспечены со стороны государства. От родителей не требуют дополнительных вложений в школьный бюджет. Существуют специальные программы для детей с разным уровнем развития, но все они создаются учителями на местах и основываются на индивидуальных характеристиках учеников. 
  5. Доброжелательная атмосфера. Все занятия начинаются после 9 утра и длятся до 14-15 часов. Организуются длинные перерывы, в которых ученики могут в неформальной обстановке пообщаться с учителями, обсудить школьные дела и поговорить о жизни. Школа не воспринимается как что-то обязательное и тягостное. Для учеников стараются создать позитивную атмосферу, в которой им прежде всего интересно получать новые знания и навыки.   
Финские школы: учеба, оценки, знания, учителя, потребности
Источник фото: https://terve.su

Общие тренды

На примере Финляндии можно выделить основные характеристики современного образования:

  • Школьников учат понимать, что информация может быть получена разными способами, — например, путем целенаправленных рассуждений или интуитивно, исходя из личного опыта. Исследовательский и творческий подход к работе, совместная деятельность, способность фокусировать внимание и концентрироваться — всё это способствует развитию мышления и умения учиться.
  • Мультиграмотность. Способность воспринимать и обрабатывать информацию в различных форматах. Основной упор делается на изучение, интерпретацию и создание текстов. Учащиеся анализируют релевантные для них аутентичные тексты и заложенную в них интерпретацию мира. Это позволяет им полагаться на свои силы и использовать содержание текстов, что, в свою очередь, погружает их в учебу, развивает участие и вовлеченность.
  • Трудовая жизнь и предпринимательство. Развитие интереса и позитивного отношения к работе. Школьники участвуют в проектах и учатся командному взаимодействию. Изучают типы предпринимательской активности и модели поведения в рабочей среде.
  • Развитие способности к культурной деятельности и самовыражению.
  • ИТ-грамотность и применение ИТ-навыков в проектных задачах.
  • Управление повседневной жизнью, вовлеченность в общественные проблемы и ориентация на стабильное устойчивое будущее.

Подобные универсальные формулы преподавания должны быть интегрированы в каждый предмет. Любая школьная активность развивает в ребенке одну или несколько подобных компетенций.

Classroom, School, Education, Learning, Lecture

Как применить все это в условиях российской образовательной системы? 

Простое копирование чужой системы невозможно и неэффективно. Для изменений в образовании нужны глубокие реформы с ориентацией на конкретные особенности локальной ситуации. Мы можем выделить общие моменты, которые реально внедрить уже сейчас:

  • Поднятие авторитета и квалификации преподавателей. Сокращение количества педагогических вузов и создание тренировочных центров для начинающих преподавателей позволит студентам одновременно углублять знания в своей предметной области и проходить педагогическую подготовку. 
  • Естественное повышение заработной платы. За счет первой меры рынок преподавателей должен стать более конкурентным и профессиональным. По данным, опубликованным на сайте Росстата на июнь 2020 года, средняя месячная зарплата педагогических работников образовательных организаций общего образования составляет 41366 рублей. При этом в северных регионах эта сумма возрастает до 100 тыс., а в некоторых не дотягивает и до 25 тыс. рублей. Такая региональная диспропорция может быть исправлена.
  • Разработка нового единого образовательного стандарта, основанного на современных реалиях рынка и общества. 
  • Индивидуальный гуманистический подход к ученикам. Школа должна стать местом, где детям хочется получать новые знания. Если научить преподавателей именно такому подходу, то вырастет не только качество образование, но и улучшатся итоговые показатели многих детей.

Очень важно сделать школьное образование в России современным, качественным и доступным для всех граждан. Но не менее важно превратить школу из механической машины в гибкую систему, созданную для полноценного развития человека.

Автор: Марат Уметов
Фото обложки: moren hsu