Иммерсивные технологии — новая ветвь технологических разработок, особенностью которой является эффект погружения человека в цифровую среду. В Hello I/O используют эти технологии, чтобы обучать и дарить людям новые впечатления. Как именно это происходит, нам рассказала арт-директор компании Дарья Сапожникова.

Даша, привет! Расскажи, над чем работают в Hello I/O и как всё началось?

Hello I/O — одна из немногих компаний, которые создают проекты в сфере иммерсивных технологий по всему миру. Это комплексные интерактивные пространства и отдельные интерактивные зоны, парки развлечений смешанной реальности, мультимедийные инсталляции. Изначально компания зародилась как творческое объединение студентов Британки (прим. ред. Британская высшая школа дизайна), которое развили и преобразовали в компанию Максим Яхонтов и Сергей Приходько.

Дарья Сапожникова

Какими были первые проекты? 

Одним из первых в компании был проект к Олимпиаде в 2014 году. Специальный автомат выдавал бесплатный проездной в метро за 30 приседаний. То есть проекты были интерактивными с самого начала, но росли их масштаб и количество креативных решений. 

Что означает название компании?

Сначала компания называлась Hello Computer, но внутри неё со временем выросла куча разных подразделений, которые превратились в большую семью Hello. В ней много продуктов: Hello Park, Hello Computer, Hello Art, Hello Phygital. С названием все просто — оно объединяет все отделы, продукты и сервисы, которые предлагает компания. 

Одно из направлений Hello I/O — Phygital. Расскажи, что это?

Это синтез слов physical и digital. Направление, которое, по сути, мы в России открыли и пропагандируем. Оно совмещает в себе цифровые технологии и физическое взаимодействие: когда ты покричал, потопал, похлопал и тем самым повлиял на цифровую среду, а она на тебя отреагировала.

Цифровые двойники

Мне очень понравился проект с Москвариумом, потому что он позволяет включить фантазию и вывести новый вид существа, комбинируя характеристики других видов. Как появляются варианты взаимодействия с инсталляцией?

Идею с гибридами животных мы обсуждали все вместе в ходе креативного штурма. У нас были большие амбиции — мы планировали сделать возможным создание новых динозавров, но в процессе продакшена приняли решение создавать новые виды рыб. Мы рассуждали о том, что эволюция могла пойти другим путем, и тогда что-то могло бы быть иначе. Цифровая среда позволяет поиграть с этой гипотезой. 

Привлекаете ли вы к работе над своими проектами узконаправленных специалистов, например, зоологов, биологов? 

Безусловно. Одна из наших внутренних задач — заложить во взаимодействие с проектом edutainment, то есть образование в легкой форме. К примеру, когда мы работали над проектом «Дирижер» для Музея Чайковского, к нам приезжал дирижер и объяснял, какая специфика есть в той профессии, которую мы пытаемся отобразить. Помимо привлечения экспертов, мы читаем колоссальное количество литературы по теме проекта. 

Океан Юрского периода

Было ли хоть раз такое, что вы с креативной командой придумали нереально крутую идею, которую с технической точки зрения не удалось реализовать?

Мы всегда привлекаем наших разработчиков на этапе креативного штурма. Собираются тимлиды отделов — технический директор, руководитель разработки, арт-директор. Все накидывают идеи и обсуждают жизнеспособность каких-либо решений. Но, как нам кажется, самое главное в этом деле — не быть закостенелыми и консервативными. Зачастую мы специально беремся за то, чего ранее не делали, чтобы развиваться и ставить новые цели. У нашей команды есть классное качество — любознательность. Подобного рода сложности у нас вызывают спортивный интерес. Обычно мы не говорим: «мы не сможем». Мы задаемся вопросом: «Мы это сделаем, но как?»

Есть ли у вас конкуренты в России?

На самом деле, компания задала высокую планку, создала рынок вокруг себя. Если мы говорим именно о разработке интерактивных парков, то у нас нет конкурентов в России и не очень много конкурентов в мире.

Но если рассматривать индустрию в целом, она очень быстро набирает обороты. Мы часто приезжаем на фестивали, например, Intervals или EFEST в Перми, где знакомимся с художниками, которые делают что-то похожее в этом направлении, наша деятельность пересекается. 

Вы с кем-то делали совместные проекты?

В 2021 году мы делали проект «Цифровые двойники», в рамках которого сотрудничали с «Газпром нефтью» и студией Максима Жесткова. Это был интереснейший кейс, технически такого ещё никто не делал в мире: интерактивный стенд величиной с трехэтажный дом, который реагирует на проходящего мимо человека, создавая его цифрового двойника.

К фестивалю EFEST мы подготовили инсталляцию Nebula. Это можно назвать коллаборацией в рамках участия в фестивале с другими участниками и их инсталляциями, которые существовали в симбиозе друг с другом.

Подытоживая эту тему, мы всегда открыты к сотрудничеству, идеям, совместному творчеству.

Nebula

Как ты считаешь, стоит ли опасаться того, что человек перестанет ощущать грань между окружающей средой и инсталляцией

Это очень хороший вопрос, которым я сама задаюсь. Мне кажется, у тех, кто создает такие проекты, должна быть какая-то внутренняя мораль. Этические вопросы, которые стоят перед любым профессионалом, работающим с человеком, также стоят и перед нами. Важно понимать, какую информацию ты транслируешь и что получает от этого зритель. Мы часто говорим об этом внутри команды. Может показаться, что продукт, который мы предлагаем, чисто развлекательный, но мы всегда смотрим вглубь и стараемся заложить в него философскую, образовательную начинку. Мы несем ответственность за то, что создаем. Обязательно понимать это, уважать глаза и ощущения зрителя.

С другой стороны, то, что происходит в индустрии технологий, абсолютно нормально. Мы все уже совершенно не похожи на наших родителей, а они не похожи на своих родителей. Общество быстро и динамично прогрессирует. Да, все меняется, но этого нельзя бояться. Если общество не готово, оно просто не примет какое-то новаторство. Самое классное в нашей работе — ты можешь предложить людям что-то, чего они еще никогда не видели. 

Планета Океания

Например, если взять отдельную нишу, например, интерактивные детские парки, и убрать из каждого нашего проекта все сказки, все нарративы, то получится, что мы просто дарим новые впечатления детям. Видеть, как ребенок восхищён, у него раздвигаются границы воображения, — огромное удовольствие и ценность для нас. Дарить новые впечатления и эмоции — это счастье, но ранее упомянутые ответственность и осознанность для этого необходимы. При всей очарованности этой идеей нужно оставаться профессионалом.

Автор: Алла Андреева