Появились слухи, что британский комик Саша Барон Коэн секретно снял продолжение своей нашумевшей в 2006 году кинокартины «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана». Разбираемся, почему это не совсем комедия и почему сиквел хотят приурочить к выборам в Штатах.

Как «Борат» стал международной сенсацией

Кадр из фильма «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана», 2006 год

Несмотря на присвоение фильму звания «одной из величайших комедий десятилетия» (по мнению американского журнала «Rolling Stone»), работа Коэна заслужила репутацию чуть ли не самой скандальной кинокартины нулевых. Невежественный, простодушный и наивный казах Борат Сагдиев, странствующий по США, воплощает в себе все западные стереотипы про азиатский народ: он крайне бескультурен, полон нелепых предрассудков, видит в женщинах лишь объект наслаждения, а все его шутки примитивны и носят ярко выраженный туалетный оттенок. Кому так не приглянулся казахский Одиссей? Нет, не только сам Казахстан воспринял в штыки опус Коэна после выхода фильма в прокат, но и американцы. Став международной сенсацией, псевдодокументальная комедия с элементами сатиры заставила о себе говорить.

Зарисовки из жизни главного героя в его родной деревне вызвали негодование у многих казахов: мол, фильм очернил репутацию всей страны и осквернил казахские традиции. При этом невежество как черта соотечественников Бората критиками не особо и отрицалась, а отрицался скорее утрированный образ страны как нищей, антисемитской и женоненавистнической. Однако официально власти Казахстана фильм не запретили – его просто не стали показывать в кинотеатрах. А вот в солидарной с братской страной России киноленте не дали прокатное удостоверение. Казахское правительство даже всерьез занялось публикацией материалов в американских газетах, чтобы как-то исправить ситуацию и показать настоящий Казахстан во всей красе. Увенчался ли их пиар успехом? Непонятно. Но черный пиар точно сделал свое дело – в Казахстан нагрянули толпы увлеченных туристов. Если в 2006 году страну посетили более 90 тысяч иностранцев, то к 2011 году их количество выросло до около 450 тысяч. Вряд ли соотечественники Бората предвидели такой внезапно разгоревшийся ажиотаж. Парадоксально, но неожиданно обретенной популярностью эта страна обязана фильму, который она же и осудила. 

Кадр из фильма
Они верили, что общаются с каким-то нелепым иностранным журналистом, снимающим передачу для казахского ТВ

Сенсационный эффект произвела кинокартина и в Америке. Во-первых, все собеседники Бората в ходе съемок понятия не имели о том, что стали героями фильма-шоу: большинство сцен снималось без сценария и с реальными людьми. Они верили, что просто-напросто общаются с каким-то нелепым иностранным журналистом, снимающим передачу для казахского ТВ. В этом и состояла задумка Коэна – он хотел запечатлеть естественные реакции американцев на хамское и неприемлемое поведение иноземца. Однако впоследствии не все участники картины спокойно восприняли такой смелый ход Коэна. «Это было слишком опасно для жизни», – признавался первый режиссёр киноленты Тодд Филлипс (тот самый, который снял «Джокера»), почти сразу отказавшийся от съёмок. И новому режиссеру Ларри Чарльзу пришлось изрядно потрудиться, чтобы не угодить за решетку. 

Кадр из фильма

На создателей фильма американцы неоднократно подавали в суд, утверждая, что стали жертвой обмана. Кто-то даже решил обогатиться, воспользовавшись случаем. Спустя год после выхода картины владелец автошколы Майкл Пшеничка потребовал компенсации в 100 тысяч долларов. Он обвинил авторов в том, что они солгали ему, заявив, что фильм посвящен интеграции иммигрантов в США. В эпизоде с уроком вождения Борат лез к водителю обниматься и целоваться, ехал по встречной полосе и предлагал проходящим мимо женщинам 10 долларов за «секси-тайм». При этом Пшеничка собственноручно подписывал согласие на участие в съемках. Однако и здесь он несогласен – его заставили.

Отчасти американцы, конечно, были правы, ведь осознанное согласие интервьюируемых долгое время считалось основой документальной этики. Но, несмотря на это, ценность фильма очевидна – он вскрывает кучу извращенных и архаичных убеждений американцев, о которых раньше говорить было не принято (как в случае с молодыми ребятами в фургоне, которые озвучили свои расистские и женоненавистнические идеи). Может, и стоит признать, что Борат обязан своим существованием пренебрежению этическими принципами, на которые обычно опирается документальное кино. Во-вторых, споры вокруг кинокартины были вызваны тем, что бескультурный Борат оказался «кривым зеркалом» целой Америки.

Шедевр, изменивший культурный код, или просто треш?

На «Золотом глобусе» Коэн получил награду за лучшую комедийную роль, но чем именно так взбудоражил общественность нелепый казахский репортер? Сам того не осознавая, главный герой обличил американцев – зазвучала обидная правда об обители демократии. Безусловно, Борат далек (даже очень) от идеала, однако и встречающихся на его пути «цивилизованных» жителей штатов примером для подражания назвать сложно. Странствующий журналист высмеял природное высокомерие и внешнюю политкорректность американцев, с которыми они смотрят на людей из третьего мира. Борат ведь олицетворяет не только Казахстан, но и другие страны: он часто употребляет польские слова, съемки родной деревни героя происходили в Румынии, а лейтмотивом звучит песня Бреговича из «Времени цыган» Кустурицы. 

Кадр из фильма

На фоне непристойного поведения и странных диалогов Бората раскрывается истинный характер американцев. Некоторые критики даже считают, что популярность этого персонажа в Америке объясняется очевидным тайным желанием западных мужчин стать такими же, как Борат. Вместо того чтобы говорить вслух все, что приходит в голову, они вынуждены соблюдать этические правила и держать себя в руках. Отдельного внимания заслуживает сцена на родео, когда «просвещенная» американская публика восторженно реагирует на крайне абсурдный монолог Бората. После крика  «Пусть Джордж Буш выпьет кровь каждого мужчины, женщины и ребенка в Ираке!»  весь стадион одобрительно мычит. Но уже через минуту аплодисменты сменяются гулом осуждения – казах решил спародировать казахский гимн на мотив американского. Такого насмехательства над своим гимном американцы не потерпели.

Асимметрия и неловкость

«Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» и еще несколько появившихся в то время кинопроектов (анимационный ситком «Гриффины» 1999 года, сериал «Офис» 2005 года) ознаменовали культурный сдвиг в сторону постмодернизма. Так называемый «прием неловкости» или «образ неловкости» («the trope of awkwardness») стал доминировать в поп-культуре Запада нового тысячелетия. Неловкость в кинокартине Коэна возникает за счет асимметрии: зритель наблюдает за всем происходящим как бы извне, он в курсе ситуации и никакого отношения к ней не имеет, а те, с кем общается Борат, чувствуют себя неловко из-за чувства неопределенности и культурного разрыва. 

Американцы пытаются вести себя естественно, но становятся заложниками возникающей атмосферы неловкости. Однако их можно понять: порой разговоры Бората с американцами выходят за рамки нормативных сценариев социального взаимодействия. Достаточно вспомнить сцену, когда во время ужина казах называет одного из гостей отсталым, а сидящую напротив женщину оценивает как не очень красивую. Удивительно, как американцы умудряются быть вежливыми и терпеливыми перед лицом такой откровенной грубости. 

Чего ждать от сиквела, и при чем тут выборы в Америке

Недавно в социальных сетях появились сообщения о тайных съемках Коэном продолжения фильма про казахского журналиста. Фанаты заметили британского комика за рулем на дороге в Лос-Анджелесе – он был в образе всем известного Бората. Официального анонса пока не было, но недавно портал Collider объявил, что сиквел уже полностью снят и смонтирован. Детали сюжета остаются еще достаточно размытыми, однако кое-что известно. Борат получил чуть ли не всемирную известность, журналиста узнают на улицах, и он вынужден работать под прикрытием, чтобы общаться с людьми и брать у них интервью. Как завуалированно поясняет один из источников ресурса, «Коэн играет Бората, который играет Коэна».

Кадр из фильма

Когда кинокартина выйдет на экраны – пока неизвестно. Хотя некоторые считают, что сиквел выпустят перед предстоящими выборами в Штатах, чтобы охватить аудиторию молодых граждан и привлечь их к активному участию в избирательном процессе. Вероятно, это связано с дебютом Коэна двухлетней давности – в 2018 году комик запустил шокировавшее американцев шоу «Who is America?» («Кто есть Америка?»). Суть все та же, только здесь коэновская злободневная сатира разоблачает политиков-консерваторов, которые в свою очередь считают шоу дешевой либеральной пропагандой. При этом зрители явно рады возвращению любимого комика на экраны, его новый проект набрал рекордное количество просмотров на канале Showtime. 

Коэновская злободневная сатира разоблачает политиков-консерваторов, которые в свою очередь считают шоу дешевой либеральной пропагандой
Кадр из фильма

Коэн сам заявлял, что его не устраивает и печалит Америка при президентстве Трампа. Поэтому если ожидаемый сиквел перекликается с популярным шоу, то весьма логично будет выпустить его накануне выборов – в октябре-ноябре этого года. Остается только догадываться, как воспримут очередной фильм Коэна в сегодняшней бескомпромиссно толерантной ко всем Америке. Посмотрим, удастся ли новой кинокартине повторить успех своего прославленного и скандального предшественника. 

Автор: Татьяна Конюхова
Фото обложки: кадр из киноленты