Кабинет психотерапевта – особое пространство, в котором человек ищет и пытается понять себя, прикоснуться к ранее не доступным переживаниям, душевным травмам, неприличным мыслям, своим секретам. Это место, где пациент чувствует себя в полной безопасности и готов открыть свой внутренний мир.
Каждый кабинет имеет определённый дизайн и уникальный интерьер, но часто в них есть некоторые общие особенности. Как правило, это закрытое помещение, не имеющее больших панорамных окон. Здесь есть дверь, которая на время сеанса обязательно закрывается на замок. У некоторых специалистов в кабинете два входа, чтобы пациенты, записанные на приём друг за другом, заходили через разные двери и не встречались. Большинство психотерапевтов важной частью интерьера делают произведения искусства, статуэтки, репродукции картин, фотографии, большое количество книг. Очень часто в оформлении рабочего места используются цветы. Почти всегда неотъемлемой частью кабинета психоаналитика является кушетка.
Кабинет австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, созданный в викторианском стиле с маленькой кушеткой и восточными коврами, стал основой для специалистов второй половины ХХ века и ориентиром для создания современных психотерапевтических пространств.
Дом, в котором жил и работал с 1981 по 1938 годы основатель психоанализа, в настоящее время представляет собой Музей Зигмунда Фрейда, расположенный в Вене по адресу Бергассе, 19. Здесь находится огромная библиотека, насчитывающая в себе более 35000 книг по психоанализу. В доме детально восстановлена обстановка того времени: в прихожей лежит снятая с двери табличка с именем психиатра, рядом маленькая пепельница, портфель с его инициалами. В рабочем кабинете Зигмунда Фрейда хранятся документы, фотографии, личные вещи и ежедневник.
Особенность и уникальность психотерапевтического пространства раскрывается в различных фотопроектах, на страницах литературных произведений и в сюжетах известных фильмов.
Психотерапевт и фотограф из Нью-Йорка Марк Джералд создал проект под названием «В тени кушетки Фрейда», в котором запечатлел на снимках психоаналитиков в их рабочих кабинетах. По его словам, «посмотрев на людей в их рабочем месте, можно действительно почувствовать то, что происходит». Через свои фотоработы Джералд раскрывает обстановку и особую атмосферу психоаналитического пространства. Первой в этом проекте была фотография его собственного кабинета, а в дальнейшем в него вошли психотерапевты из Европы, США, Центральной и Южной Америки. В одном из своих интервью Марк Джералд приводит слова опытного специалиста из Нью-Йорка: «Я никогда не использую кушетку с пациентами – они всегда сидят, но если у меня не будет кушетки в кабинете, я не буду чувствовать себя психоаналитиком».
Американский практикующий психиатр Себастьян Циммерман сделал фотопортреты психотерапевтов в их рабочих кабинетах, сопроводив каждый снимок яркой цитатой врача.
В 1997 году на экраны вышел американский фильм Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг», рассказывающий о человеке с уникальными способностями и феноменальной памятью, с помощью которых он делал математические открытия. Главный герой ленты Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон) посещает сеансы психоанализа у Шона Магуайра (Робин Уильямс), чтобы разобраться со своими внутренними демонами. В фильме показаны особенности взаимоотношений «врач-пациент» и обстановка, в которой они складываются.
В комедийной картине 1999 года «Анализируй это» влиятельный представитель криминального мира Пол Витти (Роберт де Ниро) пытается справиться со своими душевными переживаниями c помощью доктора Бена Соболя (Билли Кристал), интерьер кабинета которого не раз представляется зрителю.
Книга Ирвина Ялома, американского психиатра, профессора Стэнфордского университета, «Психотерапевтические истории. Хроники исцеления» представляет собой дневник двух людей – врача, самого Ялома, и его пациентки Дженни. Каждый из героев по-своему воспринимает условия, в которых складываются их отношения.
Произведение «Завтра я всегда бывала львом» написано кандидатом психологических наук Арнхильд Лаувенг. В 17-летнем возрасте ей был поставлен диагноз шизофрения. В этой книге показан взгляд одного человека и как врача, и как пациента, на процесс и обстановку сеансов психотерапии.
Французский писатель и журналист Жан-Кристоф Гранже в своём романе «Лес мертвецов», который повествует о серии кровавых ритуальных убийств и открывает подлинный источник зла, приводит описание кабинета психоаналитика. Следственный судья Жанна Крулевска устанавливает прослушивающее устройство на рабочем месте психиатра Антуана Феро. Оказавшись в его комнате, главная героиня своими глазами видит, где работает психотерапевт. «Примерно такой она ее себе и представляла. Около тридцати квадратных метров. Справа книжный шкаф. В центре у окна под углом стоял письменный стол. Два стула. Слева кушетка, прикрытая желто-коричневым пледом. На полу красный ковер. Над кушеткой висела перуанская шаль. Тоже красная. Ей вспомнились слова Ингмара Бергмана на презентации «Шепотов и криков»: «Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона… Но внутри дракон был сплошь красный». Она оказалась в комнате души. Казалось, сами стены пропитались звучавшими здесь голосами…».
Кабинет психотерапевта – это не просто рабочее место, это пространство, которое отражает личность самого врача и даёт ощущение безопасности и возможность познать себя пациенту.
Автор: Александр Красильников
Фото: https://www.archrevue.ru/